Серран, Жуан


Жуа́н Серра́н (исп. Juan Serrano, порт. João Serrão; ? — 1 мая 1521, Себу) — португальский и испанский мореплаватель. Брат Франсишку Серрана. Участник первого кругосветного плавания и один из руководителей экспедиции (совместно с Дуарте Барбозой) после смерти Магеллана 27 апреля до своей гибели 1 мая 1521 года.

Участвовал во втором плавании Васко да Гамы в Индию в 1502—1503 годах, в котором впервые увидел Бразилию. По прибытии в Мозамбик португальцы из заранее заготовленных частей построили каравеллу «Пампоза», предназначавшуюся для патрулирования побережья. Командиром Пампозы был назначен Жуан Серран.

Во время подготовки первого кругосветного плавания уже жил в Испании. Даже в списках экспедиции числится севильцем. Пигафетта называет его испанцем. Его брат Франсишку Серран был другом и товарищем Магеллана во время службы в Индии. К тому времени он поселился на Молуккских островах и вел переписку с Магелланом, которая сыграла существенную роль в возникновении замысла экспедиции и её планировании.

В плавании первоначально командовал судном «Сантьяго». Его корабль был самым маленьким в экспедиции и предназначался для разведки побережья. Именно он был направлен для исследования Ла-Платы, где искал возможный пролив в Тихий океан.

Серран был единственным, кроме Магеллана, португальцем, руководившим кораблем. Капитанами трех остальных кораблей были испанцы, враждебно относящиеся к Магеллану. 2 апреля 1520 года это противостояние привело к мятежу в бухте Сан-Хулиан. На стороне Магеллана остались только «Тринидад», которым командовал сам Магеллан и «Сантьяго», под руководством Серрана. Несмотря на неравенство сил мятеж был подавлен. В мае 1520 года Сантьяго направили на юг для разведки побережья. Была открыта бухта Санта-Крус, но вскоре корабль потерпел крушение. Вся команда, кроме одного человека спаслась, и попыталась вернуться по суше, но это не удалось. Два моряка с большим трудом добрались до эскадры и передали просьбу о помощи, и экипаж «Сантьяго» был спасен. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции. Серран был назначен капитаном корабля «Консепсьон». В итоге все четыре оставшихся корабля экспедиции оказались под руководством верных Магеллану людей.

«Консепсьон» в числе первых вошел в Магелланов пролив и провел там исследования, подтверждавшие существование прохода в Тихий океан.