Сефер га-Яшар (мидраш)


«Сефер га-Яшар» (ивр. ספר הישר‎ «сефер ха-яшар» — «Книга Праведного», также «Книга Яшер») — одно из позднейших произведений мидрашитской агады, известное также под заглавиями «Толдот Адам» (др.-евр. - תולדות אדם «История (порождение) Адама») или «Диврей ха-ямим ха-арох» (др.-евр. - «Длинная хроника»); излагает историю евреев от Адама до эпохи Судей. Автор неизвестен, первое издание вышло, по-видимому, в XVII веке в Италии.

Своё название берёт от «Книги Праведного» — утраченной древнееврейской книге, упоминаемой два раза в Танахе / Библии: Книга Иисуса Навина, 10:13 и Вторая книга царств, 1:18.

Три четверти книги посвящены домоисееву периоду, почти вся последняя часть времени пророка Моисея и лишь три последние страницы позднейшей истории[3].

В изложение ветхозаветных событий вставлены целые рассказы, аналогов которых нет в предшествующей талмудической и мидрашитской литературе. Значительно дополнена библейская генеалогическая таблица: происхождение Сеира Хорреянина (Хорита[4]; Seir the Horite), которое, по словам Ибн-Эзры, покрыто неизвестностью[привести цитату? 1670 дней], объясняется в «Сефер га-Яшаре» таким образом, что Сеир является сыном Гура (Hur), внуком Гори (Hori) и правнуком Каинана.

Подробно описана жизнь Авраама, сообщается ο появлении звезды при его рождении, ο его двух путешествиях к сыну Ишмаэлю / Исмаилу, ο последних днях Сарры и торжественных похоронах последней, на которых присутствовали не только Сим (др.-евр.: שם Шем), Евер (др.-евр.: אבר Эбер) и три брата — Анер (др.-евр.: אנר Aner)[5], Эшкол (אשכול Eshcol)[6] и Мамре[7], но также и ханаанские цари с их свитами.

Значительное место занимает отсутствующее в Танахе / Библии перечисление тех заповедей, которые были переданы патриархам Шемом и Эбером; очень живо передана жизнь сына патриарха Иакова - Иосифа.