Сидоров, Александр Иванович (фотограф)


Алекса́ндр Ива́нович Си́доров (А́лик Си́доров, 18 августа 1941, Москва — 21 декабря 2008, Москва) — издатель, редактор, фотограф, легендарная фигура неофициальной советской и российский культуры.

Один из основателей, составителей и соредакторов (вместе с Игорем Шелковским) журнала современного искусства «А-Я», Литературного издания «А-Я»[1], учредитель «Общества «А-Я» и издательского дома «А-Я», издательства PentaGraphic, студии ALANSYDD. Сыграл одну из главных ролей в популяризации советского андеграунда (и прежде всего, московского концептуализма) в Европе и Америке в конце 1970-х-середине 1980-х. Способствовал обретению статуса звезд для многих художников советского андеграунда в том числе Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ивана Чуйкова, Риммы и Валерия Герловиных, Комара & Меламида, Франсиско Инфанте, Бориса Орлова, Константина Звездочётова, Александра Косолапова, Леонида Сокова и других. Был членом редколлегии журнала «Вестник новой литературы», издателем знаковых книг, в том числе «Стихограммы» Д.А. Пригова, сборник карикатур В. Сысоева, «Как быть свидетелем»[2] В. Альбрехта, альманах «Шинель Пушкина».

Родился в Москве и большую часть жизни прожил в двух комнатах шестикомнатной коммуналки на улице Жуковского, недалеко от кинотеатра Колизей на Чистых Прудах, в который потом переехал театр Современник. До революции квартира принадлежала его деду, впоследствии начальнику московского паспортного стола[3]. Среди соседей по коммунальной квартире о. Глеб Якунин, в брежневские времена отправленный в лагеря за правозащитную деятельность, церковный писатель и диссидент Анатолий Краснов-Левитин, Галина Л. Орлеанская, помогавшая своим соседям прятать вещи, книги и документы во время обысков КГБ[4].

В юности учился в музыкальном училище им. Гнесиных по классу скрипки, однако из-за травмы руки вынужден был переключиться на классическую гитару, уже без профессиональных перспектив. Вместе с отцом-геодезистом ездил по экспедициям – в том числе на Аральское море, Мангышлак, Устюрт. Не получив высшего образования, попал в армию, потом поступил во ВГИК на операторское отделение. Не закончив курса, пошел в начале 60-х работать оператором на Центральном телевидении. Объездил весь СССР, снимал бои у Жаланашколь в Джунгарских воротах на советско-китайской границе, в других опасных или трудно доступных местах. Впоследствии, чтобы заработать на издание журнала, снимал для BBC и других западных СМИ.

С художественной средой познакомился через старшего брата по матери, Виктора Левошина[3]. Это были полуподпольные неофициальные художники Фёдор Семёнов-Амурский, Анатолий Зверев, Василий Ситников. Тогда же начал делать для художников слайды их картин, снимал скульптуру, для заработка занимался реставрацией и изготовлением ювелирных вещей для Московской патриархи.