Синсю-мару


Десантный штурмовой транспорт «Синсю Мару» (яп. 神州丸)первый японский специальный корабль для высадки десанта. Классифицировался как плавучая база десантных средств и предназначался для высадки десанта на необорудованное побережье с помощью десантных катеров и гидросамолётов[1].

В поездке по китайскому побережью в 1937 году британский адмирал Маунд стал свидетелем интересной картины. В то время была война Японии с Китаем, и в одной из бухт собрался японский десантный флот. Свыше четырёхсот катеров и барж собирались вокруг «Синсю Мару» — первого в мире десантного штурмового транспорта, предназначенного для перевозки и быстрой выгрузки десантников и боевой техники. Британский адмирал был озадачен: во флоте Британии строительство таких кораблей тогда не планировали. До начала войны на Тихом океане было ещё больше четырёх лет, но ему стало ясно, что японцы готовятся к захватам с моря[2].

Действительно, японцы ещё в середине 1920-х годов разработали руководство по высадке морских десантов и ежегодно с 1918 года обучали войска. Но реальные успехи в этом деле незначительны. Хотя все операции конца 1941 — начала 1942 года завершились удачно, причина тому не в совершенстве десантных средств, а в господстве Страны восходящего солнца в воздухе и на море. Продемонстрированная Маунду флотилия была в основном из переоборудованных обычных барж, которые настолько маломореходны, что в крупных операциях японцы часто по-прежнему полагались на обычные транспорты и шлюпки. Там, где десанту оказывали хотя бы незначительное сопротивление, были серьезные проблемы. Так, береговые батареи американцев отбили первую атаку на остров Уэйк, и потери японцев были значительны. Чуть не сорвался и морской десант японцев в Кота-Бару[2].

Императорская японская армия интенсивно готовясь к войне за «Великую Азию», ещё в 1934 году заказала очень совершенный десантный штурмовой транспорт Синсю Мару, спроектированный для армии фирмой «Харима». «Изюминка» корабля была в том, что 20 десантных катеров помещали на тележках на рельсах в огромном помещении на ближайшей к воде палубе. В задней части этого ангара были большие ворота. Для высадки десантные катера подтаскивали специальными лебедками к воротам и сталкивали в воду. Тем самым удалось избежать рискованного спуска с высоты на раскачивающихся талях[3].