Соединённый поезд


Соединённый поездпоезд, составленный из двух и более сцепленных между собой поездов. Согласно ПТЭ, одним из условий соединённого поезда является наличие в голове каждого поезда действующих локомотивов (у сформированного соединённого поезда они будут располагаться в голове и середине)[1], однако зачастую локомотивы могут располагаться и в хвосте (не путать с толкачом) сформированного поезда[2], также существуют соединённые поезда, составленные из МВПС. Не стоит путать соединённые поезда (спаренные поезда) с применением кратной тяги (сдвоенные поезда), когда несколько локомотивов, причём нередко распределённых по длине поезда, ведут один, но большой состав.

Преимуществом спаривания поездов перед сдваиванием является отсутствие необходимости маневровых работ связанных с разъединением и объединением поездов с перестановкой локомотивов с головы поезда в его вторую часть[3].

Применение соединённых поездов часто практикуется как мера форсирования пропускной способности линии на период ремонтных и строительных работ. Также возможна постоянная эксплуатация соединённых поездов для увеличения провозной способности участка. В этом случае в графике движения предусматриваются специальные расписания. Формирование и разделение соединённых поездов производится, как правило, на перегоне и при определённых условиях, в частности на российских железных дорогах запрещено формирование пассажирских соединённых поездов в тёмное время суток на уклонах круче 4 ‰. Локомотивные бригады всех локомотивов поезда подчиняются исключительно машинисту головного локомотива, который передаёт команды остальным машинистам по радиосвязи либо звуковыми сигналами (гудками тифона). Также существуют системы по управлению локомотивами поезда по СМЕ посредством телемеханики[4].

Постоянное применение грузовых соединённых поездов позволяет повысить их вес, который зачастую ограничен числом вагонов в составе, а оно, в свою очередь, зависит от максимальной длины приёмо-отправочных путей станций на направлении. Таким образом, вес соединённых поездов на направлении может быть удвоен или утроен, по сравнению с обычной весовой нормой, и достигать 16 тысяч тонн и выше[5]; при электровозной тяге вес соединённого поезда ограничен устройствами электроснабжения.