Сокольское движение


Со́кольское движение (чеш. Sokol) — общественно-политическое спортивное движение, основанное в Праге в 1862 году Мирославом Тыршем и Индржих Фюгнером  (англ.)[4], по примеру немецких гимнастических обществ[5]. Сокольские организации имели целью создание здорового физически и морально поколения, воспитанного на национальных и демократических началах, и объединение народа[5].

Сокольское движение с перерывами продолжает работать по настоящее время[когда?]. Хотя официально движение является неполитическим, оно было важным носителем и распространителем идей чешского национализма и панславизма. Статьи, публикуемые в журнале «Сокола», лекции, читаемые в его библиотеках и театрализованные представления на массовых спортивных фестивалях, называемых слётами, помогали создавать и распространять чешскую националистическую мифологию.

Мирослав Тырш [6], один из основателей движения «Пражский Сокол»[5]Чешский Сокол») и самая влиятельная фигура в нём до своей смерти в 1884 году, родился в немецкоязычной семье в Австрийской империи в 1832 году. Тырш вырос под влиянием идей романтического чешского национализма. Изучал философию в Карловом университете в Праге. В 1862 году он участвовал в учреждении первого сокольского гимнастического общества, соединявшего спортивные тренировки и идеологию чешского национализма.

Из различных видов спорта приоритет отдавался маршировке, фехтованию и тяжёлой атлетике. «Сокол» также работал над созданием чешской спортивной терминологии. Была создана форма, объединявшая славянские и революционные элементы: коричневые русинские штаны [источник не указан 322 дня], польскую революционную куртку [источник не указан 322 дня], черногорскую шапку и красную гарибальдийскую рубашку.

Первые лидеры пражского сокола вышли из рядов политиков, а участники из мелкой буржуазии и рабочих. Большинство основателей были членами партии младочехов. Власти Австро-Венгрии внимательно наблюдали за движением.

Уже в первые годы «Сокол» расширился за пределы Праги — сначала в Моравию, а затем в Крайну. Поначалу большинство членов были из студентов и интеллигенции, но со временем росло число рабочих. Во время австро-прусской войны 1866 года обучение в «Соколе» стало более военизированным. Членов «Сокола» нанимали для поддержания порядка на массовых мероприятиях.