Столкновение над Днепродзержинском


Столкнове́ние над Днепродзержи́нском — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 11 августа 1979 года и ставшая одной из крупнейших в истории авиации. В небе в районе Днепродзержинска (ныне Каменское) на высоте 8400 метров столкнулись два авиалайнера Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы SU-7628 ЧелябинскВоронежКишинёв и SU-7880 ТашкентГурьевДонецкМинск). Погибли все находившиеся в обоих самолётах 178 человек — 94 на рейсе 7628 (88 пассажиров и 6 членов экипажа) и 84 на рейсе 7880 (77 пассажиров и 7 членов экипажа); 17 человек на борту рейса 7880 являлись членами футбольной команды «Пахтакор», из-за чего катастрофа получила особый резонанс.

По числу жертв эта авиакатастрофа занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире — второе, среди столкновений самолётов — третье.

Ту-134А (регистрационный номер СССР-65816, заводской 4352210, серийный 22-10) Кишинёвского ОАО Молдавского РПО ГА был выпущен Харьковским авиационным заводом в 1974 году (первый полёт совершил 24 марта). Точных сведений о ранних эксплуатантах самолёта нет; известно лишь, что в Кишинёвский ОАО он поступил 26 марта 1979 года. Оснащён двумя турбореактивными двигателями Д-30-II производства Пермского моторного завода. На день катастрофы 5-летний авиалайнер совершил 7683 цикла «взлёт-посадка» и налетал 12 739 часов[1][2][3].

В тот день самолёт совершал рейс SU-7628 по маршруту ЧелябинскВоронежКишинёв. В 12:54 EEST рейс 7628 вылетел из аэропорта Воронежа и после набора высоты занял эшелон 8400 метров. На его борту находились 6 членов экипажа и 88 пассажиров: 64 взрослых и 24 ребёнка[3][4]. Самолётом управлял экипаж из 269-го лётного отряда, состоявший из командира А. А. Тараненко, второго пилота В. Н. Тарасенко, штурмана А. Г. Иващенко и бортмеханика В. В. Бутырского. В салоне работали два бортпроводника: М. Г. Балан и А. Е. Гонца.

Ту-134АК (регистрационный номер СССР-65735, заводской 1351405, серийный 14-05) 1-го Минского ОАО Белорусского УГА был выпущен Харьковским авиационным заводом 5 ноября 1971 года (первый полёт совершил в том же году). МГА СССР был передан 11 ноября и изначально поступил в 235-й Отдельный Правительственный АО. Относясь к модификации Ту-134АК, имел салоны люкс и первого класса, но позже был переделан в обычный на 78 пассажиров и 24 октября 1973 года начал эксплуатироваться в 1-м Минском ОАО. Также оснащён двумя турбореактивными двигателями Д-30-II производства Пермского моторного завода. На день катастрофы 7-летний авиалайнер совершил 7075 циклов «взлёт-посадка» и налетал 10 753 часа[5][6].