Тайдула


Тайдула, Тайдулу, Тайтуглы-хатун (ум. весна 1361[1]) — жена хана Золотой Орды Узбека, мать его сыновей Тинибека и Джанибека, а также дочери, бывшей замужем за Харунбеком, сыном правителя Хорезма Кутлуг-Тимура.

Тайдула стала старшей женой Узбек-хана[источник не указан 4100 дней] после смерти его жены Баялун в 1323 году, по сообщению Симеоновской летописи. По Р. Ю. Почекаеву Баялун сбежала от хана в Константинополь к своему отцу императору Андронику II. По словам Ибн-Баттуты предпочтение, которое оказывал ей Узбек, было связано с физиологической особенностью: «Султан любит её за одну свойственную ей особенность, которая (состоит) в том, что каждую ночь он находит её как бы девственницей».

Старший сын и наследник Узбека Тимур умер ещё при жизни отца в 1330 году. Дети Тайдулы соперничали за право наследования. Старший сын Тайдулы Тинибек пользовался благосклонностью отца, ему поручались ответственные посты, одним из которых было наместничество в Хорезме. Однако на этом посту он чем-то не угодил отцу, и с 1339—1340 года монеты Золотой Орды чеканились с указанием имен Узбека и Джанибека, а в дипломатических письмах в приветствиях упоминались Узбек, Тайдула и Джанибек.

Когда в 1341 умер хан Узбек, власть в столице оказалась в руках Джанибека и Тайдулы, которая целиком поддерживала младшего сына. Несмотря на это, верхушка Орды не пошла на нарушение законов и провозгласила ханом Тинибека, который был в Хорезме. Однако, ещё до прибытия Тинибека в Сарай Джанибек и Тайдула смогли убить возможного конкурента — Хызрбека, сына Узбека от другой жены. Убийство Хызрбека вызвало у Тинибека желание наказать Джанибека, но тот с помощью матери собрал достаточное количество сторонников. В результате междоусобной борьбы Тинибек погиб при неясных обстоятельствах, и с 1342 года ханом стал Джанибек. Тайдула при этом получила в качестве подарков от младшего сына существенные источники доходов, в частности, ей была передана Тула, которой управляли её баскаки, и часть торговых сборов в Азове.

Джанибек и его мать вели сложную политику в отношении русского духовенства. Джанибек вопреки монгольским обычаям обложил церковь некоторыми налогами. Вероятно, в качестве компенсации Тайдула в 1347 г. выдала Сарайскому епископу Иоанну грамоту, в которой подтверждалась независимость церковного суда от княжеского.