Почекаев, Роман Юлианович


Роман Юлианович Почекаев (род. 14 января 1977, Ленинград, СССР) — российский историк-востоковед, преподаватель, специалист по тюрко-монгольским народам и государствам. Доктор исторических наук (2021), кандидат юридических наук (2006), доцент, профессор НИУ ВШЭ.

Родился 14 января 1977 года в Ленинграде. В 1999 году окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет по специальности «Связи с общественностью». Два года спустя получил дополнительное образование, окончив Юридический факультет СПбГУ по специальности «Юриспруденция». В 2006 году там же получил степень кандидата юридических наук по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве». Темой диссертации было исследования ярлыков Золотой Орды. 4 года спустя присвоено учёное звание доцента. В 2021 году защитил докторскую диссертацию уже по истории в Оренбургском государственном педагогическом университете с темой «Антропология властной коммуникации в российской политике фронтирной модернизации Казахской степи и ханств Средней Азии в XVIII — начале XX в.». Занимает должность профессора и заведующего кафедрой теории и истории права государства в НИУ ВШЭ. Помимо русского языка владеет монгольским, английским и французским языками. Лауреат Премии правительства Санкт-Петербурга (2010), победитель международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере»[1]. Автор научно-популярных книг, публикаций и итервью. Выступал в научно-популярных телепередачах по Пятому телеканалу и другим[2]. В разное время занимал должность члена редколлегий нескольких журналов по истории степных государств, выступал на десятках научных конференций как организатор, соорганизатор и приглашённый докладчик, включая международные[3].

Российский историк И. Я. Фроянов в своей книге «Нашествие на русскую историю» привёл большое количество примеров «излишне критической», по его мнению, настроенности автора к русским летописным источникам. Почекаев ставит себя противником распространённого в России подхода к изучению истории взаимоотношений Руси и Золотой Орды с точки зрения патриотизма и религиозности (православия); об «особой миссии России», отличной от Запада и «магометан». В связи с чем в своих биографических книгах о Батые, Мамае и других ханах Почекаев описывал авторов не по былинному образу «всеобщего зла», а более сдержанно. Фроянов посчитал, что в некоторых случаях автор «перегнул палку» и сделал героев излишне белыми[4].