Таро Райдера — Уэйта


«Таро Райдера — Уайта» — один из распространённых вариантов дизайна колоды Таро. Разработан в 1910 году Артуром Эдвардом Уэйтом. Рисунки карт выполнила под руководством Уэйта английская художница американского происхождения Памела Колман-Смит[англ.]. Первым издателем колоды был Уильям Райдер (Лондон), таким образом колода получила название по именам издателя и основного автора.

Колода Райдера — Уэйта имела огромное влияние на художников и оккультистов, она была опубликована в многочисленных изданиях и вдохновила на создание множества вариантов и имитаций[1][2]. По оценкам, существует более 100 миллионов копий колоды более чем в 20 странах[3].

С точки зрения структуры главной особенностью колоды является то, что Уэйт поменял в ней XI и VIII арканы местами: аркану «Правосудие» он присвоил порядковый номер XI, а «Силе» — VIII. Сам Уэйт так и не объяснил причин этой реформы. В «Иллюстрированном ключе к Таро»[4], в главе о восьмом аркане он ограничился пояснением: «По причинам, которые кажутся мне вполне удовлетворительными, эта карта поменялась местами с картой Правосудие». Хайо Банцхаф, немецкий специалист по Таро и автор многих книг по гаданию, астрологии и Таро, предположил, что Уэйт руководствовался учением альбигойцев, вальденсов и катаров, а также материалами, оставшимися от ордена Тамплиеров или гностиков. Вероятнее всего, Уэйт, бывший в своё время членом «Золотой Зари», использовал материалы «Книги Т»[5], в которой «Правосудию» соответствует номер XI, а «Силе» — VIII. Так это или нет, но часть специалистов по оккультизму и Таро не приняла этой перенумерации.

Кроме того, в колоде Уэйта обновилась символика старшего аркана VI («Влюблённые»). В Марсельском Таро и многих других старых колодах карта эта преимущественно изображала юношу, стоящего между двумя женщинами в позе, выражающей неуверенность. В некоторых колодах даже название аркана было другим — «Выбор» («Решение»). Этот вариант сохраняется и во многих поздних вариантах колоды Таро (например, таро Папюса) и в ряде современных колод, появившихся во второй половине XX века или позже. В Таро Уэйта вместо этого изображена библейская картина: обнажённые Адам и Ева в раю. Традиционно эту карту связывают с архетипом «витязь на распутье», при гадании она прежде всего символизирует важный жизненный выбор. У Уэйта мотив выбора начисто исключён (о чём говорит и он сам[4]), остался только мотив любви и всё, что с ним связано (влечение, секс, страсть, первородный грех и так далее). Кстати, и эта трактовка шестого аркана не является общепризнанной, многие современные тарологи, даже используя колоду Уэйта, предпочитают сохранять традиционную трактовку «Влюблённых», по крайней мере в вопросах, не связанных с чувствами и отношениями.