Терраса-пристань


Терраса-пристань (Большая терраса на Длинном острове) является одним из центральных сооружений дворцового парка в Гатчине. Располагается почти на оси главного корпуса дворца.

Строительство террасы началось в 1792 г. по проекту архитектора В. Бренны. Основные работы закончились уже к зиме этого же года, а отделка продолжалась до 1795 года. Работы выполнил вологодский крестьянин Кирьян Пластинин[1][2].

Общая протяженность террасы вдоль берега около 51 м. Стена террасы, обращенная к озеру, поднимается прямо из воды. Стена построена из парицкой плиты и облицована пудостским камнем. С двух сторон устроены лестницы из черницкого камня, служащие для спуска к воде. Верхняя, береговая, часть террасы организована в виде площадки, со стороны озера обрамлённой балюстрадой. Со стороны острова к площадке ведёт небольшая лестница из трёх ступеней. При входе находятся две скульптуры, изображающие лежащих львов, установленные в 1798 году[3]. На балюстраде, ограждающей верхнюю площадку, террасу было установлено 18 ваз из пудостского камня.

При Павле Петровиче на террасе были установлены четыре мраморные статуи на пьедесталах, изображающие Скульптуру, Живопись, Архитектуру и Математику. Эти статуи скульптора Джузеппе Бернарди Торетто (Торетти) были куплены в Вене и подарены Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В последующем времени скульптура «Математика» меняла своё название. Так, в 1798 году скульптор И. П. Прокофьев называет её просто «Муза», а по описи 1859 года она уже называется «Поэзия».

Во время Великой Отечественной войны была разбита балюстрада террасы, скульптуры львов сильно повреждены. Статуи «Архитектура» и «Живопись» были сброшены с пьедесталов, а «Скульптура» и «Поэзия» — пропали. Их нашли только в 1971 году на дне Белого озера. Там же были найдены несколько ваз и части балюстрады[4][2].

Исключительный декоративный эффект возникает при обзоре террасы с противоположного берега. Здесь можно найти видовую точку, с которой терраса воспринимается как цоколь дворца. Этому впечатлению способствует также то, что в их облицовке использован один и тот же материал — пудостский камень[3].