Анаморфированный киноформат


Анаморфи́рованный киноформа́т, анаморфи́рованный форма́т — разновидность широкоэкранных кинематографических систем, использующих при съёмке и проекции кинофильма оптическое анаморфирование изображения. Анаморфированный формат для изготовления оригинального негатива использует специальный анаморфотный[1] киносъёмочный объектив, который содержит цилиндрические линзы, и строит изображение с разными масштабами в вертикальном и горизонтальном направлениях. На киноплёнке такое изображение выглядит растянутым в высоту. При проекции готового фильма на экран в кинопроекторе используется аналогичная оптическая система, производящая обратную трансформацию изображения до нормальных пропорций.

Впервые оптическое анаморфирование было применено в танковых приборах наблюдения, позволявших увеличить обзор по горизонтали до 180°. Первый анаморфотный объектив «Гипергонар» был разработан французом Анри Кретьеном и представлен Французской академии наук в 1927 году[2]. 20 мая 1930 года в Париже состоялась премьера первого в мире широкоэкранного немого фильма «Возникновение огня», снятого анаморфотным объективом[3]. Технология получила распространение только спустя два десятилетия, став одной из альтернатив слишком сложным панорамным киносистемам. Первой массовой широкоэкранной системой, использующей анаморфотную оптику для съёмки и проекции фильмов, снятых на одной 35-мм киноплёнке, стал формат «Синемаскоп» (англ. CinemaScope)[4][5]. Разработчиком стала кинокомпания «XX век Фокс», выпустившая на экраны первый фильм этого стандарта в 1953 году. Впоследствии «Синемаскоп» стал основой для большинства подобных форматов, и английское жаргонное слово Ско́уп (англ. Scope) стало обозначать любое кинематографическое изображение с соотношением сторон кадра 2,35:1 и близкими к этому. Современные стандарты[6] цифрового кинематографа с экраном 2,39:1 также называются Scope, как ведущие происхождение от анаморфированных форматов, в противовес разновидности Flat с менее широким экраном 1,85:1, характерным для кашетированных форматов, снимаемых сферической оптикой — «плоских».

«Широкоэкранный бум» начала 1950-х годов вынуждал кинопроизводителей изобретать новые форматы, повышающие зрелищность кинематографа. Рост популярности телевидения заставлял искать новые пути повышения качества кинопоказа. Анаморфированные форматы пришли на смену громоздким панорамным системам, использующим несколько плёнок при съёмке и проекции. Использование одной плёнки для получения широкоэкранного изображения давало огромное преимущество, поскольку несмотря на все усилия, обеспечить идентичность изображения на всех трёх плёнках панорамных форматов практически невозможно. И, несмотря на распространённое в США в середине 50-х выражение «„Синемаскоп“ — это „Синерама“ для бедных», после появления первых анаморфированных фильмов началось бурное развитие широкоэкранного кино с использованием анаморфотной оптики.