Тихоокеанский скандал


Тихоокеанский скандал (англ. Pacific Scandal) — эпизод истории Канады, связанный с финансированием предвыборной кампании Либерально-консервативной партии в 1872 году частными предпринимателями, получившими лицензию на постройку Канадской тихоокеанской железной дороги. Результатом скандала, разразившегося в апреле 1873 года, стала отставка консервативного правительства Канады и новые выборы, на которых победила Либеральная партия.

В 1867 году британские колонии в восточной части Северной Америки объединились в доминион Канада. В этом же году правительство США приобрело у России Аляску[1]. Значительную территорию к западу от объединённой Канады и к северу от Соединённых Штатов занимали земли, контролируемые Компанией Гудзонова залива, и ещё одна колония, Британская Колумбия, на тихоокеанском побережье континента.

В гонке за право контроля над этими территориями Канада сумела опередить США, приобретя у Компании Гудзонова залива так называемую Землю Руперта (в дальнейшем разделённую на Манитобу, Саскачеван, Альберту и Северо-Западные Территории, а затем, в 1871 году, договорившись с Британской Колумбией о её вхождении в конфедерацию. Среди условий присоединения Британской Колумбии к Канаде было обещание канадского федерального правительства в десятилетний срок построить железную дорогу, которая соединит тихоокеанское и атлантическое побережье страны[2]. Премьер-министр Канады Джон А. Макдональд рассматривал трансконтинентальную дорогу как проект первостепенной важности, без которого территориальное единство и экономическое развитие новой страны будут оставаться под угрозой[3].

Оппозиционная Либеральная партия Канады выступала за прокладку части дороги через территорию США к югу от озера Верхнего. Однако согласно планам канадского федерального правительства, маршрут дороги должен был полностью пройти по территории Канады, включая 700 миль (1100 км) по сложному ландшафту Канадского щита к северу от Верхнего, а затем через Скалистые горы в западной части континента[4].

На контракт на строительство железной дороги претендовали два синдиката[2], один из которых возглавлял квебекский транспортный магнат Хью Аллан[англ.] — владелец Grand Trunk Railway. В 1871 году американские партнёры Аллана Джордж Макмаллен и Чарльз Мадер Смит сообщили ему и министру финансов Канады Фрэнсису Хинксу, что заинтересованы в получении лицензии на строительство трансконтинентальной дороги. К декабрю Аллан начал формирование синдиката, надеясь привлечь к нему других канадских «железнодорожных королей», в том числе Дэвида Макферсона[англ.] из Торонто, но Макферсон предпочёл создать конкурирующую группу инвесторов. В середине 1872 года синдикат Аллана был зарегистрирован как Canada Pacific Railway Company, а синдикат Макферсона — как Inter-oceanic Railway Company of Canada[5].