Траурный марш


Траурный марш (Похоронный марш) — музыкальное произведение торжественно-скорбного характера, разновидность марша, пишется в ритме размеренного, замедленного шага[1].

Траурный марш обычно бывает трёхчастным, при этом крайние части пишутся в минорной тональности, контрастирующий с ними средний раздел, просветлённо-лирический, может писаться в мажоре. Встречаются, но достаточно редко, мажорные траурные марши, в том числе в оратории Г. Ф. Генделя «Самсон»[1].

Известно, что траурный марш или его прообраз существовал уже в Древнем Риме во времена Империи — как музыкальное сопровождение похоронных процессий[2].

В новое время траурные марши первоначально также создавались специально для погребальных процессий, как, например, марш Андре Филидора (старшего) — для похорон Людовика XIV (1715), написанные в годы Великой французской революции марши Франсуа Госсека и Луиджи Керубини или принадлежащий Адольфу Адану марш, которым в 1840 году сопровождалось перезахоронение в Париже останков Наполеона Бонапарта. В России произведение в характере траурного марша впервые прозвучало в 1699 году — при похоронах ближайшего соратника Петра I Франца Лефорта[1].

Однако уже в XVIII веке композиторы стали включать траурные марши в различные инструментальные и вокально-инструментальные произведения; так, траурный марш звучит в ораториях Г. Ф. Генделя «Саул» и «Самсон», в опере Р. Вагнера «Гибель богов» (Траурный марш Зигфрида)[1].

В инструментальной музыке включение траурного марша, обычно в качестве медленной части сонатно-симфонического цикла, как правило, связано с программными замыслами: обладая яркой жанровой характерностью, он и без словесной программы вызывал у слушателей вполне определённые ассоциации[1]. Частью симфонии траурный марш (итал. marcia funebre) впервые стал у Л. ван Бетховена — в Третьей («Героической»), вдохновлённой событиями Великой французской революции[3]. Траурные марши представляют собой первые части Траурно-триумфальной симфонии Гектора Берлиоза, Второй и Пятой симфоний Густава Малера[4][5].