Трефилова, Вера Александровна


Ве́ра Алекса́ндровна Трефи́лова (в некоторых источниках Иванова[1]; 8 октября 1875, Владикавказ — 11 июля 1943, Париж) — русская балерина и педагог, артистка Мариинского театра в 1894—1910 годах, в 1921—1926 годах выступала с Русским балетом Дягилева. Была замужем за издателем и коллекционером Николаем Соловьёвым (1877—1915) и балетоведом Валерианом Светловым (1860—1934)[2].

Вера Трефилова родилась в артистической семье. Её мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла[2]. Крёстной стала выдающаяся драматическая актриса Мария Савина.

Училась в Петербургском театральном училище, где среди её педагогов были Екатерина Вазем и Павел Гердт. После выпуска в 1894 году была зачислена в кордебалет петербургской труппы Императорских театров. 28 июля того же года участвовала в спектакле, приуроченном к бракосочетанию Ксении Александровны и Александра Михайловича, исполнив партию Амура в «Пробуждении Флоры» на сцене придворного Эрмитажного театра (ФлораМатильда Кшесинская).

В 1898 году на премьере балета Льва Иванова «Дочь микадо» Трефилова заменила Екатерину Гельцер, но выход прошёл неудачно[2], оставив её ещё на несколько лет в кордебалете — тем не менее, она выступала в небольших сольных партиях.

Уже работая на сцене, она продолжала брать уроки, занимаясь с такими педагогами, как Катарина Беретта, Энрико Чекетти, Мори (в Париже), Евгения Соколова, Николай Легат. В 1906 году заняла положение солистки Мариинского театра.

После того, как балерина вышла замуж за издателя и коллекционера Николая Соловьёва (её первый муж А. Бутлер, сын сенатора, был пьяницей и картёжником, и брак долго не просуществовал), она оставила сцену — по требованию супруга, либо из-за обострившихся отношений с режиссёром труппы Николаем Сергеевым. Последним её спектаклем в Мариинском театре стало «Лебединое озеро» 24 января 1910 года. В 1912 году или чуть позднее Соловьёв приобрёл особняк на Лицейской улице, где и поселился с супругой. После его смерти в 1915 году Трефилова пыталась продолжить издание его журнала «Русский библиофил», однако с издательской деятельностью не справилась. Она также попыталась вернуться на сцену, выступив в драматической роли в Михайловском театре[3].