Фетваджян, Аршак Абрамович


Аршак Абра́мович Фетваджян (арм. Արշակ Աբրահամի Ֆեթվաճյան; 1 октября 1866, Трапезунд, Османская империя — 10 октября 1947, Медфорд, Массачусетс, США)[1] — армянский художник, живописец и дизайнер. Наиболее известен как автор акварелей архитектурных памятников средневекового армянского города Ани, а также как проектировщик денежных знаков и почтовых марок Демократической Республики Армении.

Аршак Фетваджян родился в 1866 году в Трапезунде. В родном городе он учился в национальном художественном институте, а затем продолжил своё обучение в Государственной художественной школе, открытой в Константинополе армянским скульптором Ервандом Восканом[2][3]. Здесь Аршак обучался технике акварели у итальянца Валери[4]. По окончании художественной школы в 1887 году, Фетваджян продолжил обучение за границей. Он уехал в Рим и был принят в академию Сан-Лука, где учился у итальянского живописца и скульптора Чезаре Маккари[2].

В 1891 году Аршак Фетваджян принял участие в итальянской национальной художественной выставке, где его художественный талант оказался в центре внимания. В том же году он уезжает на учёбу в Вену. Много раз Фетваджян бывал в Венеции, Армянском Острове Святого Лазаря (Сан-Ладзаро-дельи-Армени), где общается с Алишаном, пишет его портрет — один из немногих[4].

В 1895 году А. Фетваджян переезжает в Санкт-Петербург. В России он участвовал в художественных выставках и присоединился к Союзу русских художников[2]. По просьбе театральных властей Аршак Абрамович недолгое время занимался театральной критикой. Помимо прочего в Санкт-Петербурге Аршак Абрамович занялся изучением архитектуры[4].

В начале 1900-х годов А. Фетваджян уехал в Закавказье, где организовал несколько своих выставок в Батуме, Тифлисе и Баку. В качестве художника-исследователя он участвовал в археологических раскопках (под руководством Николая Марра) средневековой армянской столицы Ани — города, в котором сосредоточились одни из самых выдающихся примеров армянской архитектуры средневековья[3]. Изучив весь город, Аршак Абрамович сделал более тысячи акварелей и рисунков часовен, дворцов, церквей и монастырей, запечатлев в мельчайших подробностях их детали и декор. Многое из того, что изобразил художник, потом или вовсе исчезло, или сильно изменилось[4].

В 1906 году Фетваджян переехал в Тифлис, где остался на тринадцать лет[4]. В это время он много ездит по Европе, Армении. Изучает историю армянской архитектуры, прикладное искусство, национальный костюм. Делает акварельные рисунки армянской одежды. Помимо исторических памятников Ани Фетваджян также запечатлел и другие армянские памятники культуры Кавказа (например, «Базилика Текора» в Карсе), жизнь и пейзажи Армении (например, «Восточная Почта», «Гора Арагац», «Озеро Севан»), портреты армян и других народов[2][3].