Фидлер, Конрад


Конрад Фидлер (нем. Konrad Fiedler; 23 сентября 1841[1][2][…], Эдеран, Средняя Саксония[4] — 13 июня 1895[3], Мюнхен[5]) — немецкий философ, близкий неокантианству, писатель, коллекционер и теоретик искусства. Один из инициаторов создания «Римского кружка» (нем. Römischer Кreis) — творческого объединения художников немецкого неоклассицизма в Италии. Основоположник концепции «чистой визуальности» (нем. reine Sichtbarkeit), послужившей философской основой теории формообразования А. фон Гильдебранда, а затем и теории Г. Вёльфлина.

С 1861 года Фидлер изучал право в Университете Лозанны (Швейцария) и в Гейдельбергском университете имени Рупрехта и Карла (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg). В 1862 году стал членом студенческого корпуса Гестфалии Гейдельберга (Corps Guestphalia Heidelberg). Затем перешел в университет Фридриха-Вильгельма в Берлине и в Лейпцигский университет, где получил диплом юриста.

После непродолжительной работы в юридической фирме Фидлер отказался от профессии юриста. Вместо этого он посвятил себя искусству и путешествовал по странам Европы и Ближнего Востока. В 1867 году в Риме К. Фидлер встретил живописца Ханса фон Маре и скульптора Адольфа фон Гильдебранда, стал их другом и единомышленником.

В 1876 году Фидлер женился на Марии (позже «Леви») Мейер, дочери историка искусства Юлиуса Мейера . В 1880 году супружеская пара поселилась в Мюнхене. В 1895 году Конрад Фидлер трагически погиб, упав из окна с низким парапетом. Было ли это несчастным случаем (как заявлено в то время) или самоубийством, окончательно не выяснено[6]. Фидлер был похоронен в семейном склепе в имении Кростевиц (Crostewitz). В 1967 году, в связи с разработкой новых месторождений бурого угля в Кростевице, его останки были перенесены на южное кладбище в Лейпциге.

К. Фидлер был философом-неокантианцем. А итальянский философ-неогегельянец Б. Кроче считал его «величайшим эстетиком XIX века»[7].

Фидлер полагал, что «визуальное восприятие ведёт к автономному типу познания, которое следует отличать от познания, выраженного в языке, стремящемся в силу сложившийся на протяжении тысячелетий устойчивости и неизменности восприятия заменить собой визуальное познание (нем.  visuelle Erkenntnis[8]. Художественное творчество представляет собой результат развития так называемого «абсолютного зрения», преодолевающего хаос эмпирических впечатлений и ведущего к познанию «чистой формы» (нем. säuberliche Form) предметного мира.