Философская лирика


Философская лирика, также философская поэзия — поэзия, направленная на философское осмысление мира и человека и являющаяся проявлением философских взглядов лирического героя.[1] Характерными чертами философской лирики является художественная установка на познание сущностных проблем бытия, времени и пространства, превалирование логизированных обобщенных образов, медитация как способ лирического осмысления действительности, своеобразие субъектной организации (объективация субъективного), специфическое укрупнение мысли, тяжести художественного времени и художественного пространства до максимального расширения, онтологический конфликт и дуализм мысли и чувства, подведение видовых понятий под родовое, постижения и переживания кардинальных бытийных оппозиций, единство прошлого, настоящего и будущего времен, чувственная конкретизация и образное доказательство определенной мысли или истины, большая роль собственно творческого опыта.[2][3]

Иногда философскую лирику отождествляют с научной поэзией. Однако научную поэзию следует понимать как отдельный, самостоятельный вид творчества, так как в таких произведениях обычно популяризируют научные достижения, новые открытия, относительно которых делают поэтические размышления. Также научная поэзия определенным образом закована в жесткие рамки тематической классификации, тогда как определение стиха как философского указывает на целый ряд признаков: от особенностей психологического типа художника к масштабности поэтического пространства-времени в произведении.[4]

В процессе своего исторического развития философская лирика потеряла связь с дидактической поэзией, с которой она была связана в античные времена (Гесиод, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Лукреций), зато преимущество получили параболичность и притчевость высказывания. Генезис и развитие философской поэзии в мировой литературе еще недостаточно исследованы («Веды», древняя японская и китайская поэзия (Ли Бо, Ду Фу), средневековая литература Италии (Ф. Петрарка, Д. Алигьери), немецкая поэзия времен Тридцатилетней войны и др.), однако очевидно, что в разных литературах и в разные эпохи поэзия в определенной части непременно обнаруживает тяготение к философии.[2][5]

Первым в украинской литературе к философской лирике обращался Григорий Сковорода. В XIX и XX вв. наблюдается новая активизация философской литературы, прежде всего в пределах двух стилевых течений: одна тяготеет к нескрываемой сложности содержания и выражения, подчеркнуто небытовой лексики, сложных композиции и хронотопа (Новалис, У. Уитмен, Р.-М. Рильке, Т. С. Элиот, ранний П. Тычина, Б.-И. Антонич, П. Целан), а вторая ориентирована на подчеркнутую простоту как редуцированную сложность, на прозрачную манеру высказывания (Й. В. фон Гёте, В. Свидзинский, Л. Первомайский, Н. Зеров, поздний Н. Бажан).[2]