Финалис


Фина́лис (лат. finalis <подразумевается vox> — конечный, заключительный <звук>, также лат. finis — окончание, конец) — функция модального лада, обозначающая конечный тон-устой в григорианском хорале.

Конечный тон-устой — важнейшая категория любого модального лада (например, майе в мугаме, цзе-ин в китайской традиционной музыке). Однако, называть «финалисом» любой конечный тон (например, заключительный тон песнопения в системе большого знаменного распева) не принято.

Финалис не следует спутывать с тоникой. Тоника — центр притяжения ладовых тяготений на микроуровне (внутри аккордовых оборотов) и на макроуровне (на уровне каденционного и/или модуляционного планов). Финалис — последний, то есть формально выделенный (и потому воспринимаемый как особенно значимый) тон. Модальный лад разворачивается не как система тяготений между центром и периферией (характерных для тональности), а путём обхода ступеней звукоряда, отсюда особое «результативное» значение финалиса[1]. По свидетельству Гвидо Аретинского:

Хотя термин «финалис» исторически связан с церковной монодией католиков, в современной науке его нередко распространяют и на многоголосные модальные лады (в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения); при такой экстраполяции финалисом называют не один тон, а созвучие (конкорд или аккорд)[3].

Finalis систематически употребляется как важнейший термин учения о ладе в музыкально-теоретических трактатах Средних веков и Возрождения начиная с эпохи Каролингов; в выделенном терминологическом значении finalis впервые регистрируется во 2-й половине IX века у Хукбальда Сент-Аманского[4].

Целый ряд григорианских распевов «по стечению обстоятельств» (propter accidens) заканчивается не на финалисе, а на тоне, расположенном квинтой выше финалиса. Этот тон теоретики Средних веков и раннего Возрождения (Амер, Маркетто Падуанский, Бонавентура Брешианский, Франкино Гафури и др.) называли «конфиналисом» (confinalis) или «аффиналисом» (affinalis), реже термином consocialis. Например, градуал II тона «Nimis honorati sunt» (LU, 1326-27) заканчивается не на d (финалисе первого/второго тонов), а на a (конфиналисе первого/второго тонов). Маркетто объясняет «нерегулярность» окончания необходимостью квинтовой транспозиции пьесы; если не сделать такую транспозицию, в той или иной её фразе возникнут «ложные звуки» (musica falsa), т.е. тоны, чуждые (нетранспонированному) диатоническому звукоряду распева.