Франко Кёльнский


Фра́нко Кёльнский (Franco de Colonia; также Франко Тевтонец, Franco Teutonicus), Франкон Кёльнский[1][2] — монах, немецкий теоретик музыки, один из ведущих учёных периода Ars antiqua, автор трактатов «Техника размеренной музыки» (Ars cantus mensurabilis)[3] и «Компенсация за инакомыслие, три главы» («Compendium de Discantu, tribus capitibus»).

Расцвет творческой деятельности около 1280 года. Многие считают Франкона Кёльнского родоначальником мотета[2]. С большой вероятностью, деятельность Франко связана с Парижским университетом. Не следует смешивать Ф. Кёльнского с Ф. Парижским, жившим в середине XI столетия[1].

Под «размеренной музыкой», или «размеренным пением» (cantus mensurabilis), Франко понимал не мензуральную музыкуеё нотацию на основе понятия о мензуре), а ритмизованное многоголосие вообще, отсюда основная задача его труда — предложить способы нотации ритма в разного рода многоголосной музыке. Как и Иоанн де Гарландия, Франко описывал типовые ритмические модусы, сократив их число до пяти[4].

Главное достижение Франко — наблюдение о том, что различные графемы не подчиняются сложным и запутанным правилам модальных лигатур и могут означать контекстно независимые ритмические длительности[5]. Притом что описываемая в трактате система в целом укладывается в рамки перфектной (трёхдольной) мензуры, а расшифровка реальных длительностей формально подаётся как контекстно зависимая, Франко описывает такое количество «исключительных» ситуаций (паузы, приводящие к переходу из одного модуса в другой; плики[6], разбивающие стабильные ритмические формулы на мелкие длительности и т. д.), что от стопной метрики модусов мало что остаётся: