Приматиччо, Франческо


Франче́ско Примати́ччо (итал. Francesco Primaticcio, по прозвищу Болонец, итал. il Bologna; 30 апреля 1504, Болонья — 1570, Париж) — итальянский живописец, скульптор-декоратор и архитектор эпохи французского Ренессанса и маньеризма школы Фонтенбло[3].

Франческо Приматиччо учился в Мантуе у Джулио Романо, ученика и последователя Рафаэля. Также был учеником Франкуччи да Имола. Между 1526 и 1530 годами вместе с Джулио Романо работал над оформлением Палаццо дель Те в Мантуе. Находился под сильным влиянием ранних работ Пармиджанино, чья мягкая и утончённая элегантность особенно заметна в рисунках Приматиччо.

В 1532 году Приматиччо прибыл ко двору французского короля Франциска I, заменив Джулио Романо, сотрудничал с Франческо Каччанемичи и Россо Фьорентино. После смерти последнего в 1540 году сменил его в должности руководителя всех декоративных работ. Вместе с Антонио да Тренто в 1533 году возглавил команду, занимавшуюся украшением покоев короля и королевы в замке Фонтенбло, который на долгое время стал основным местом его деятельности. Вместе с помощниками он украшал интерьеры замка фресками, статуями и лепниной, среди которых выделяются украшенный камин (1535), «Золотая дверь», Павильон Помоны, «Галерея Улисса», галерея Генриха II и Капелла Гиза. В последующие годы значительная часть этих работ была переделана или искажена[4].

В 1540 году Приматиччо по распоряжению короля отправился в Рим, чтобы доставить во Францию гипсовые слепки из коллекции античных статуй в Кортиле-дель-Бельведер в Ватикане. Он вернулся во Францию в сопровождении выдающегося итальянского архитектора Джакомо Бароцио да Виньола[5].

Приматиччо работал на четырёх французских королей: Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX Валуа. Он выполнял фрески, эскизы рельефов и росписей падуг и десюдепортов, образцы декоративной резьбы, мебели, ювелирных изделий. Приматиччо сыграл ведущую роль в развитии так называемой «первой школы Фонтенбло», в основу которой была положена эстетика итальянского маньеризма и тем самым оказал значительное влияние на формирование вкусов следующего поколения французских мастеров. Многие его эскизы сохранились в орнаментальных гравюрах, выполняемых его помощниками[6].

Приматиччо также работал архитектором. Через два дня после смерти Генриха II в 1559 году Екатерина Медичи поблагодарила Филибера Делорма, которому покровительствовала Диана де Пуатье, и доверила основные работы Приматиччо, который 12 июля 1559 года был назначен «управляющим королевскими постройками» (surintendent des Batiments du roi). Среди его работ — незавершенная капелла Валуа в аббатстве Сен-Дени (разрушена 1719 году)[7].