Фрунт


Фрунтовое учение[1] (иронично — Шагистика, см. также Муштра) — строевое учение войск, которому уделял особое внимание прусский король Фридрих II, его почитатель — русский император Павел I, его наследники Александр I и Николай I, а также крупный военный деятель той эпохи А. А. Аракчеев.

Французское слово «фрунт» означает то же самое, что и немецкое «фронт»[2] (сторона строя, в которую обращены лицом военнослужащие), а также маршировку, выправку и ружейные приёмы.

В Русской армии первой половины XIX века фрунтовое учение занимало основную часть времени солдат, а также крестьян в военных поселениях. Советские историки нередко писали о своеобразной «фрунтомании» Николая I. Учения проводились индивидуально, повзводно, поротно, побатальонно, в строю колонн либо в развёрнутом строю.

Низкая эффективность муштры в условиях середины XIX века была продемонстрирована Крымской войной. Уродливые стороны николаевской фрунтомании вскрыты в произведениях русских классиков (например, Львом Толстым в рассказе «После бала»).

Генерал И. Ф. Паскевич характеризовал ситуацию в русской армии в период после Наполеоновских войн следующим образом[3]:

После 1815 года этот самый фельдмаршал Барклай де-Толли, который знал войну, подчиняясь требованиям Аракчеева, стал требовать красоту фронта, доходящую до акробатства, преследовал старых солдат и офицеров, которые к сему уже способны не были, забыв, что они еще недавно оказывали чудеса храбрости, спасли и возвеличили Россию… Что сказать нам, генералам дивизий, когда фельдмаршал свою высокую фигуру нагинает до земли, чтобы ровнять носки гренадер? И какую потом глупость нельзя ожидать от армейского майора?