Хадис Джибриля


Хади́с Джибри́ля (Джабраи́ла) (араб. حديث جبريل, حديث جبرائيل‎) — предание (хадис) о пророке Мухаммеде, имеющее огромное значение для ислама в целом, в котором описывается встреча Мухаммеда с ангелом Джибрилем (Джабраил, архангел Гавриил). Хадис передаётся Ибн Умаром со слов его отца Умара ибн аль-Хаттаба и содержится в сборнике «Сахих» Муслима ибн аль-Хаджжаджа. Практически идентичный по содержанию хадис со слов Абу Хурайры содержится в «Сахихе» аль-Бухари.

Хадис Джибриля часто цитируется в исламской литературе, существует множество различных его толкований. Хадис был включён имамом ан-Навави в сборник «40 хадисов[en]», также используется в трактате Ибн Абд аль-Ваххаба «Три основы и их доказательства»[1].

Хадис является рассказом Умара ибн аль-Хаттаба о том, что однажды, когда пророк Мухаммед находился в обществе своих сподвижников, к ним откуда ни возьмись подошёл человек с очень тёмными волосами, облачённый в ослепительно белые одежды, затем сел вплотную к Мухаммеду и последовательно спросил об исламе, имане, ихсане, о Судном дне и его признаках. Мухаммед отвечает на все вопросы, кроме вопроса о Судном дне, ибо, по его словам, он знает не больше того, что знает об этом спрашивающий. После каждого ответа спрашивающий подтверждает истинность сказанного Мухаммедом, и это удивляет Умара. Задав все вопросы, незнакомец уходит, и спустя некоторое время Мухаммед сообщает Умару ибн аль-Хаттабу, что это был ангел Джибриль, явившийся, чтобы обучить их религии (дин).

Полная цепь (иснад) передатчиков (рави) этого хадиса выглядит так: Муслим ибн аль-Хаджжадж (ум. 875) от Абу Хайсамы Зухайра ибн Харба[ar] (ум. 848), тот от Ваки ибн аль-Джарраха (ум. 813), тот от Кахмаса ибн аль-Хасана (ум. 766), тот от Абдуллаха ибн Бурайды (ум. 733), тот от Яхьи ибн Ямара[ar] (ум. 700-е), тот от Ибн Умара (ум. 693), а тот, в свою очередь, от Умара ибн аль-Хаттаба (ум. 644)[2]. Басриец Яхья ибн Ямар вместе с Хумайдом ибн Абдуррахманом аль-Химйари однажды отправились в хадж (или умру) с намерением спросить у сподвижников пророка Мухаммеда о тех вещах, которые говорил Мабад аль-Джухани[en] и другие кадариты о предопределении. Они встретили Ибн Умара, входящего в мечеть, ухватились за обе его руки, и Яхья задал вопрос о кадаритском учении. Ибн Умар отрёкся от кадаритов и сообщил хадис, услышанный от отца, в котором вера в предопределение была названа частью веры[3].

Текст и иснад хадиса Джибриля в «Муснаде» Ахмада ибн Ханбаля практически совпадает с версией, изложенной Муслимом ибн аль-Хаджжаджем, за исключением того, что от Кахмаса ибн аль-Хасана его передаёт Мухаммад ибн Джафар аль-Хузали[ar] и Язид ибн Харун[de][4] (а не Ваки ибн аль-Джаррах, как в «Сахихе Муслима»).