Херсонское адмиралтейство


Херсонское адмиралтейство — первое на юге России адмиралтейство; основано в 1778 году по указу императрицы Екатерины II на Днепровском лимане для строительства парусных судов всех классов для Черноморского флота Российской империи. В том же 1778 году на месте военного укрепления, защищавшего место строительства гавани и верфи, был основан город Херсона. На верфи адмиралтейства было построено более 40 парусных линейных кораблей и фрегатов, а также свыше 120 мелких военных судов. В 1829 году из-за мелководности Днепра при впадении в лиман, что накладывало ограничения на водоизмещение и осадку строящихся в Херсоне кораблей, все службы и команды адмиралтейства, оборудование верфей были переведены из Херсона в Николаевское адмиралтейство.

В 1774 году, после окончания русско-турецкой войны и заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора, земли Северного Причерноморья вошли в состав Российской империи. С получением Россией выхода к Чёрному морю возникла необходимость укрепления новых границ, создания Черноморского флота и строительства новых кораблей[1].

Летом 1775 года экспедиция под командованием адмирала Алексея Сенявина прибыла к устью Днепра, где нашла удобное для стоянки русских кораблей место у урочища «Глубокая пристань»[2]. 11 декабря 1775 года в адрес Адмиралтейств-коллегии последовал указ императрицы Екатерины II о строительстве гавани и верфи на Днепровском лимане[3].

20 января 1776 года по распоряжению Адмиралтейств-коллегии на Днепр был командирован корабельный мастер Василий Селянинов[4] с двумя штурманскими партиями, чтобы выбрать место для строительства новой верфи и гавани, а также для оценки имеющегося корабельного леса. На основании изучения собранных материалов и обмеров Адмиралтейств-коллегия подтвердила вывод о строительстве гавани и верфи в урочище Александр-Шанц на правом берегу Днепра в 30 км от его впадения в лиман[5]. Для организации и руководства строительными работами по созданию новой крепости, верфи и гавани на Днепр был направлен контр-адмирал С. Б. Шубин[6].