Хора (танец)


Хо́ра (от греч. χορός — «танец», болг. хоро́, макед. оро, серб. коло, хорв. kolo, рум. hora, груз. ხორუმი [khorumi], крымскотат. horan, тур. horon, арм. շուրջպար [shurch par], ивр. הורה‎ [hora]) — народный танец-хоровод у южных славян (болгар, македонцев, сербов, хорватов), гагаузов, румын, греков, грузин, крымских татар, турок, армян и евреев. Исполняется обычно под аккомпанемент инструментального ансамбля (см. Тараф)[1]. Также — музыкальная форма.

Болгарский народный танец-хоровод хоро исполняется в размере 2/4, 5/16, 9/16. Сопровождается пением, игрой на гайде и других народных инструментах. Исполнители держатся за руки, за пояса или кладут руки друг другу на плечи в цепи. Ритмы хоро самые различные, а видов — великое множество, которое подразделяется по основным географическим районам Болгарии (добруджанские, македонские, родопские, северняшкие, странджанские, тракийские, шопские).

Сербское и боснийское коло являются одними из самых известных в мире и практически не отличаются друг от друга. Варианты сербского и боснийского коло существуют в Боснийской Краине, Герцеговине и Черногории. Сербское коло вошло в собрание пьес Антонина Дворжака «Славянские танцы» в опус 72 под названием № 7 (15) C-dur. Allegro vivace.

Для исполнения хоры (молд. и рум. horă) танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трёх шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный (размер 6/8 или 6/4)[2]. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

Наиболее популярный танец у молдаван. Имеет многочисленные варианты, различающиеся по приуроченности, составу и темпу[3]. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра (тараф)[4]. В некоторых районах Южной Молдавии сохранилась многовековая традиция исполнения танца под песню. С развитием инструментальной танцевальной музыки пение в медленных хорах сменилось чисто инструментальным сопровождением[1]. Ещё в начале XIX века в Бессарабии хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств[5]. Та медленные, лирические трёхдольные танцы под названием хора (размер 6/8 или 6/4). Они отличаются особой плавностью, торжественностью и одновременно грациозностью. Является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах, особенно в сельской местности.

Встречаются также быстрые варианты хор, исполняемые в размере 4/4. Такие хоры во многом близки к сырбе, но выделяются все доли.