Лесама Лима, Хосе


Хосе́ Леса́ма Ли́ма (исп. José Lezama Lima, 19 декабря 1910, Кампаменто-де-Колумбия близ Гаваны9 августа 1976, Гавана) — кубинский писатель, литературный организатор, переводчик европейской и американской лирики, составитель фундаментальной «Антологии кубинской поэзии» в трёх томах (1965).

Он считается одним из самых важных авторов своей страны и испано-американской литературы. Общемировую известность ему принес философско-аллегорический роман «Рай», одно из самых важных произведений на кастильском языке и один из ста лучших романов двадцатого века на этом языке[1].

Сын полковника артиллерии, военного инженера, родился на территории воинской части. В восьмилетнем возрасте потерял отца (он скончался от гриппа во Флориде, где служил как участник Первой мировой войны). В юности принимал участие в революционном движении молодёжи, в 1930 был в рядах студентов на крупной столичной демонстрации против диктатуры Херардо Мачадо.

Дебютировал эссеистикой в 1935, стихами — в 1936. В 1937 познакомился с Хуаном Рамоном Хименесом и в дальнейшем поддерживал с ним дружеские отношения. Окончил юридический факультет Гаванского университета (1938), в 19381940 гг. работал в адвокатской конторе. В 1940-50-х годах — глава интеллектуального кружка поэтов-трансценденталистов, основатель ряда влиятельных литературных журналов (из них наиболее известен «Orígenes» — «Истоки», 19441956). С годовалого возраста всю жизнь страдал тяжёлой астмой и потому, за исключением двух кратких поездок в Мехико (1949) и на Ямайку (1950), не покидал столицы и собственного дома в Старой Гаване[2], где жил с матерью и сестрами, в конце жизни — с женой. В 19451959 служил в отделе культуры Министерства образования. Был гомосексуалистом, что оказало значительное влияние на его творчество[3].

После победы Кубинской революции служил в Институте литературы и языка, в Национальной библиотеке. Сохранял почётный статус крупной и известной миру литературной фигуры, но — с официальными гонениями на гомосексуалистов и особенно после дела Падильи, расколовшего кубинских интеллектуалов, — фактически находился в изоляции. Ряд его сочинений, а также дневники и письма были опубликованы только за рубежом (Мексика, Испания и др.).

Стихи и проза, соединяющие сюрреалистическую образность с фантастическим синтезом мировых культур по принципу палимпсеста (Лесама Лима видел в таком наслоении воплощённое кубинское начало), — наиболее яркий памятник латиноамериканского необарокко. Творчество Лесамы Лимы получило признание как на южноамериканском континенте (О. Пас, Х. Кортасар, М. Варгас Льоса, Х. Эдвардс, А. Карпентьер, Э. Р. Монегаль, М. Л. Перейра Кинтеро и др.), так и за его пределами (Хорхе Гильен, Л. Сернуда, Мария Самбрано, С. Сардуй, Г. Кабрера Инфанте, Хосе Анхель Валенте, Мишель Деги). Произведения Лесамы Лимы многократно переиздавались на Кубе, в Мексике, Испании, переведены на многие языки мира.