Цех живописцев Святого Луки


«Цех живописцев Святого Луки» — объединение русских художников, рисовальщиков и живописцев, созданное в апреле 1918 года в революционном Петрограде по инициативе Д. Н. Кардовского, руководителя творческой мастерской в Академии художеств.

Художники объединения вопреки распространению авангардного искусства стремились следовать классическим традициям рисунка и живописи старых мастеров. Отсюда название: Святой Лука Евангелист, по преданию, первым написал портрет Девы Марии с натуры на доске стола, за которым сидело Святое Семейство. Поэтому он почитается небесным покровителем всех живописцев. В западноевропейском Средневековье и в странах Северной Европы XV—XVII веков существовали цеховые объединения художников имени Св. Луки. Академия живописи в Риме также называлась Академией Св. Луки. Работа «Цеха», по замыслу Кардовского, должна была строиться по примеру старинных гильдий и по методике, предложенной самим Кардовским. Во главе «Цеха» стояли «мастера» — Д. Н. Кардовский, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев. «Подмастерьями» были Б. Ф. Коварский, В. Н. Мешков, Н. Э. Радлов, Н. В. Ремизов, М. Э. Фохт. Под их руководством должны были трудиться «ученики». Сотрудники «Цеха Святого Луки» планировали устраивать выставки, лекции и даже самим производить краски.

В основу работы Цеха предлагалась методика преподавания рисунка, выработанная Кардовским в 1896—1900 годах, когда он обучался в известной школе А. Ажбе в Мюнхене. Ранее Кардовский занимался рисунком и живописью в Академии художеств под руководством П. П. Чистякова и И. Е. Репина, затем преподавал в Академии и в собственной студии. Кардовский требовал от учеников ясности формы, убедительной «лепки» формы тоном, внимательности к деталям, цельности и завершённости произведения. Эти качества можно видеть в собственных рисунках Кардовского, а также в работах Н. Э. Радлова и В. И. Шухаева тех лет.

Радлов был старостой мастерской Кардовского в Академии художеств. Шухаев — один из учеников Кардовского в Академии художеств в 1906—1912 гг. Вместе с другом и соучеником по мастерской Кардовского — А. Е. Яковлевым Шухаев создавал произведения, которые позднее относили к течению неоакадемизма (некоторые исследователи связывают их творчество с неоклассицизмом). Шухаев и Яковлев не примыкали ни к одной из художественных группировок. В апреле 1918 г. они задумали обратиться к ремесленным традициям и опыту старых мастеров