Чапский, Юзеф


Ю́зеф Мариан Францишек Ча́пский (пол. Józef Marian Franciszek Czapski; 3 апреля 1896, Прага — 12 января 1993, Мезон-Лаффит близ Парижа) — польский художник и писатель, племянник городского головы Минска К. Чапского, двоюродный брат Г. Чичерина, представитель дворянского рода графов Гуттен-Чапских.

Детство провёл в поместье Прилуки под Минском, окончил гимназию в Санкт-Петербурге (1915), окончил 1-й курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета, отчислен в 1916 в связи с призывом на воинскую службу. Был близок к кругу Зинаиды Гиппиус. В сентябре 1917 года ненадолго вступил в 1-й Креховецкий уланский полк — польскую кавалерийскую часть, формировавшуюся Временным правительством в Минске. После заключения Брестского мира переехал в Варшаву. С 1918 года учился в Варшавской школе изящных искусств. Участвовал в Польско-советско войне 1919 — 1921 годов и был награждён орденом Virtuti militari. В 19211924 учился в Краковской академии искусств в 19241931 продолжил изучение живописи во Франции, затем вернулся в Польшу.

1 сентября 1939 года Чапский как офицер запаса был призван в польскую армию. 27 сентября под Львовом попал в плен к частям Красной Армии. Находился в концлагере в Старобельске на Украине, затем в Грязовце Вологодской области. 3 сентября 1941 года, после подписания военного соглашения между советским и польским правительством, Чапский был освобождён и вскоре вступил в польскую армию генерала Андерса, был его уполномоченным по розыску польских офицеров, пропавших на территории СССР.

В 1942 в Ташкенте познакомился у А. Н. Толстого с Анной Ахматовой. Возможно, Чапскому посвящено её стихотворение «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…» (второй и последний раз они виделись в 1965 в Париже). В 1943 переправился в Иран, воевал на итальянском фронте.

С 1945 года жил во Франции, активно участвовал в издании известного польского журнала «Kultura» под редакцией Е. Гедройца, в работе журнала Владимира Максимова «Континент». Чапский писал о Д. С. Мережковском, Д. В. Философове, А. М. Ремизове, с которыми был близко знаком. Одним из первых, наряду с Чеславом Милошем, открыл для польского читателя философию Симоны Вайль (Вейль).

Автор мемуарных книг о ГУЛАГе «Старобельские воспоминания» (1944), «На бесчеловечной земле» (1949), эссе о художниках-постимпрессионистах, в частности — о любимом Сезанне. Его рассказы были одним из источников Анджея Вайды при его работе над фильмом Катынь.