Челищев, Павел Фёдорович


Па́вел Фёдорович Че́лищев (21 сентября [3 октября1898, с. Дубровка, Калужская губерния — 31 июля 1957, Гроттаферрата, Италия)[1] — русский художник, яркий представитель сюрреализма.

Родился в селе Дубровка (ныне в Думиничском районе Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая), математик по образованию — познакомил Павла Челищева с геометрией Николая Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Константину Коровину, лаконично выразившему свою оценку: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

Согласно Константину Кедрову, в 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена из родового имения по личному распоряжению Ленина[2]. Павел Челищев оказался в Киеве, где в 1918 году посещал Академию художеств, а также учился в монастырской иконописной мастерской[3] и брал уроки у Экстер и Мильмана[4]. Был картографом в Добровольческой армии Деникина[4][2] и вычерчивал укрепления Перекопского перешейка.

Эмигрировал в 1920 году[3] и через в Стамбул и Болгарию попал в Берлин[4], где, согласно данным А. Н. Попова, готовил декорации для Русского романтического театра Бориса Романова[5]. Оформлял совместно с Ксенией Богуславской спектакли в театре "Синяя птица" у Якова Южного.[6] Из Берлина в 1923 году[3] переехал в Париж, где стал театральным художником труппы Сергея Дягилева[4]. Познакомился с Гертрудой Стайн[7] и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Перед войной эмигрировал в США со своим партнёром Чарльзом Генри Фордом (братом актрисы Рут Форд). Там он достиг мировой славы как живописец, рисовал декорации и костюмы для постановок Джорджа Баланчина и Артура Остина. В 1942 году получил американское гражданство[3]. В США вместе с единомышленниками организовал сюрреалистическую группировку «Неоромантизм»[4]. С 1940 по 1949 год рисовал иллюстрации для журнала View, издаваемого Фордом и Тайлером Паркером.

В 1948 году уединился в Италии на вилле Фраскати. Переписывался с сёстрами Варварой Зарудной — кремлёвской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком — поэтом Константином Кедровым.

Художник не входил в группу сюрреалистов, однако в его творчестве доминировали мотивы трансформации и метаморфозы. Его самая известная работа — «Прятки» (1940—1942). На творчество художника повлияло его восхищение цирковыми «уродцами» и посещение выставки человеческих аномалий на 14-й улице Манхэттена.