Чехословацкая гуситская церковь


Чехословацкая гуситская церковь (чеш. Církev československá husitská, CČSH или CČH) — христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после Первой мировой войны в бывшей Чехословакии. Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.

Предшественником данной церкви был «Союз католического духовенства» (чеш. Jednota katolického duchovenstva), основанный в 1890 году с целью модернизации католической церкви, в частности, отказа от обязательного обета безбрачия (целибата) для священников. Это движение привело к основанию церкви в 1919 году, когда, после получения Чехословакией независимости, рождественская месса во многих чехословацких церквях впервые служилась на чешском языке. Однако, официальной датой основания церкви считается 8 января 1920 года, а основателем — доктор Карел Фарский, который стал её первым Патриархом и был автором текста её литургии.

Усиление национального самосознания послужило основой для создания национальной церкви, которая была основана под названием Чехословацкая Церковь. В то время Католическая Церковь многими в Чехословакии воспринималась как связанная с Габсбургами и Австро-Венгрией, поэтому идея независимой национальной церкви получила в обществе широкую поддержку. 15 октября 1920 года церковь была признана государством.

Изначально основная позиция, а также направление деятельности и развития церкви были неясны. Совет представителей церкви прежде всего обратил взгляд на историю христианства в Чехословакии — моравскую миссию Кирилла и Мефодия, и поэтому обратил свои взоры к Сербской Православной Церкви. Путь на сближение с СПЦ отстаивало движение среди руководства церкви, которое рассматривало Чехословацкую церковь как обновлённую католическую кирилломефодиевскую церковь, с особым упором на православие и славянство. Это движение возглавлял священник Матей Павлик. Этому направлению противостояло более либеральное движение, возглавляемое Фарским. Противостояние достигло своей кульминации в 1922 году, когда Фарский и Калоус издали свой «Катехизис», в котором излагали основы вероучения новообразованной церкви. Православное крыло церкви сразу же его отвергло. Епископ Досифей (Васич), представляющий Сербскую православную церковь, назвал его «пантеистическим катехизисом», попирающим христианское вероучение.

Продвижению взглядов Фарского долгое время противостояла сильная оппозиция, поскольку православные имели более сильные позиции в моравской части церкви. Тем не менее, Фарский воспользовался отъездом Павлика в США и в его отсутствие постепенно подчинил себе Моравию. Сразу же по возвращении Павлик попытался вернуть свои позиции, но поняв, что это у него уже не получится (особенно после избрания Фарского Патриархом), в 1924 году перешёл в православие, став первым предстоятелем Чехословацкой православной церкви.