Шервуд, Владимир Владимирович


Влади́мир Влади́мирович Ше́рвуд (5 [17] мая 1867, Москва — 18 июня 1930, там же) — русский архитектор, строитель жилых домов и деловых зданий в центре Москвы, представитель творческой династии Шервудов.

В. В. Шервуд родился 5 (17) мая 1867 года в Москве в семье художника и архитектора Владимира Иосифовича (Осиповича) Шервуда, строителя Исторического музея и одного из главных идеологов русского стиля в архитектуре. В. В. Шервуд был средним сыном в семье В. О. Шервуда. Его старший брат Сергей Владимирович приобрел известность как архитектор, а младший брат Леонид Владимирович — как скульптор.

В. В. Шервуд закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1895 году с Большой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры. В 1898 году Шервуд стал архитектором акционерного общества заводов Бромлей и торгового дома К. Тиля. В 1903 году занял должность архитектора Московского купеческого общества и стал членом Комиссии по переустройству Нижних торговых рядов, которая ведала перестройкой района между Красной площадью и Зарядьем. Занимая эти посты, Шервуд внёс большой вклад в обновление делового центра Москвы.

В 1900-х — первой половине 1910-х годов по проектам В. В. Шервуда в Москве был построен целый ряд доходных домов, в архитектуре и оформлении которых преобладает модерн. Среди построек Шервуда этого периода наиболее выделяются дома в Милютинском (1899—1900), Хлебном (1903), Черниговском (1906) переулках, на Бауманской улице (1902—1906) и на Покровке (1909).

В 1914 году Шервуд строит крупный комплекс деловых зданий на Старой площади. В советский период истории в нём располагался ЦК КПСС, ныне — Администрация президента России (д. 4) и административные структуры правительства Московской области (д. 6). В комплексе зданий на Старой площади Шервуд соединяет элегантность модерна и утилитарность конструктивизма. Предконструктивистский дух прослеживается в строгом ритме больших прямоугольных окон.

В. В. Шервуд, как и его брат, скульптор Л. В. Шервуд, остался в России после Октябрьской революции, но, в отличие от последнего, не занимался активной творческой деятельностью, забросив строительную практику.