Шерира бар-Ханина


Шерира бар-Ханина, или Шерира-гаон (ивр. שרירא גאון‎; ок. 906—1006 годы) — руководитель (гаон) талмудической академии города Пумбедиты[2]. Он и его сын, раввин Гаи-гаон[en] (ум. 1038), завершили период гаонов, а вместе с ним и многовековую деятельность вавилонских академий[3]. Многочисленные респонсы Шериры вошли в древнейшие сборники. Являлся приверженцем каббалы. Владел еврейским и арамейским языками, отчасти арабским[2].

В целом, в письмах к удалённым от Вавилона еврейским общинам рав Шрира Гаон просил продолжать присылать свои вопросы и деньги на иешивы. [4] Он всерьёз опасался ослабления влияния центра еврейской учёности в Вавилоне из-за усиления общин Европы, Северной Африки и Византии.

Родился около 906 года, сын Ханины («бар-Ханина»). Как со стороны отца, так и со стороны матери, был потомком родовитых семей, многие члены которых занимали пост гаона. Очень гордился своей родословной. Фамильным гербом был лев, служивший гербом царей Иудеи[2].

В 968 году Шерира, занимавшей до того пост главного судьи, был избран гаоном знаменитой школы в Пумбедите, а его место занял его сын Гаи-гаон. Будучи главой академии, Шерира старался привлечь как можно больше учеников. Шерира славился благородным характером. При разрешении ритуальных вопросов он был склонен к ригоризму, следуя букве Талмуда. Последний он умело защищал от нападок караимов. На этом посту Шерира оставался в течение 30 лет, и только преклонный возраст заставил его уступить место своему сыну Гаи (998 год)[2].

Вследствие доноса халиф Аль-Кадир схватил престарелого Шериру и его сына-гаона и заключил их в тюрьму. Вскоре после этого потрясения Шерира скончался почти 100-летним старцем (около 1006 года)[2].

Респонсы Шериры мало чем отличаются от респонсов других гаонов, трактуя преимущественно вопросы религиозной практики, и только некоторые из них комментируют отдельные места из Талмуда и Мишны. Литературная деятельность Шереры была направлена главным образом на изучение Талмуда. С арабским языком он был знаком не особенно глубоко. Писал он преимущественно по-еврейски и арамейски[2].