Шимановский, Александр Никифорович


Александр Никифорович Шимановский (19 (31) августа 18501918) — российский и белорусский этнограф и фольклорист, пушкинист, педагог. Действительный статский советник.

Родился 19 (31) августа 1850 года в селе Чернин Чернинской волости Бобруйского уезда Минской губернии, в семье Ничипора (Никифора) Фёдоровича Шимановского, священника православной Свято-Георгиевской церкви с. Чернин, и его жены Екатерины Андреевны. Сестра (младшая) — Пелагея, по мужу Густова, учительница Чернинского народного училища. Дед, предположительно — Фёдор Шимановский, священник Покровской церкви села Малышевичи Слуцкого уезда Минской губернии. Вероятно, род Шимановских происходил из шляхты герба «Юноша», но не был подтверждён в российском дворянстве. Возможно, имеются родственные связи с известным юристом, преподавателем Новороссийского университета Митрофаном Васильевичем Шимановским (г. Одесса, Херсонская губерния)[3].

Начальное образование А. Шимановский получил в Чернинском народном училище, затем окончил Мозырскую гимназию. В 1874 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Состоял преподавателем русского языка и словесности в Кишинёвской 1-й гимназии (1874—1901). Статский советник (1887). Внёс заметный вклад в развитие гимназического образования в Бессарабии[2]. По сведениям 1903, 1912 гг. избирался на должность товарища (заместителя) директора Кишинёвского городского общественного банка[4]. В 1914 году Бессарабское дворянское депутатское собрание утвердило А. Шимановского в наследственном дворянстве. Был почётным мировым судьёй Кишинёвского округа; 1 января 1914 года был произведён в действительные статские советники; награждён орденами Св. Анны 2-й (1899) и 3-й ст., Св. Станислава 2-й (1895) и 3-й ст., Св. Владимира 4-й ст. (1911)[5].

Во время поездок на родину собрал материал по белорусскому фольклору и этнографии и составил сборник «Минская губерния и её народное творчество в связи с описанием народных праздников и обрядов» (1898 г.). В сборнике изложил и свои взгляды на народное творчество. Материалы сборника используются исследователями при изучении и публикациях фольклора[7].