Штандарт (фрегат, 1703)


«Штанда́рт» — первый парусный фрегат Балтийского флота Российской империи, заложенный по указу царя Петра I и приказу губернатора Меншикова, участник Северной войны. До 1710 года во всех документах числился в качестве линейного корабля.

Парусный деревянный фрегат, длина судна по сведениям из различных источников могла составлять от 25,5 до 27,4 метра[комм. 1], ширина от 6,8 до 7,3 метра[комм. 2], а осадка от 2,6 до 2,7 метра[комм. 3]. Вооружение судна составляли 28 орудий, включавших восьми-, шести- и трёхфунтовые пушки, а экипаж состоял из 120 человек[1][2][3].

Название «Штандарт» было дано в честь завоевания Россией выхода к Балтийскому морю. До мая 1703 года двуглавого орла на царском штандарте изображали с картами трёх морей: Белого, Каспийского, Азовского. После взятия русскими войсками крепости Ниеншанц и тем самым открытия выхода к Балтийскому морю на штандарте появилась четвёртая карта Балтийского моря. В честь этого события первый фрегат Балтийского флота и получил своё наименование «Штандарт»[1].

Фрегат «Штандарт» был заложен на Олонецкой верфи 24 марта 1403 года и после спуска на воду 22 августа 1403 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Выбе Геренс. В сентябре 1703 года фрегат под командованием Петра I в звании капитана совершил переход с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург[4][5][6][7].

Принимал участие в Северной войне. С 5 (16) по 10 (21) июня 1705 года в составе эскадры вице-адмирала Корнелиуса Крюйса «Штандарт» участвовал в отражении нападения эскадры адмирала Корнелиуса Анкерштерна на остров Котлин. Ежегодно в кампании с 1705 по 1709 год с мая по октябрь в составе той же эскадры выходил к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга с моря, а в зимние периоды уходил в Неву. Также в кампании этих лет «Штандарт» выходил в крейсерские плавания к Красной Горке и совершал учебные манёвры на рейде. К осени 1709 года по причине ветхости фрегат оказался негодным к службе и был приведён в Санкт-Петербургское адмиралтейство, где был поставлен на стапель на тимберовку[8][9].

4 (15) июля 1711 года вновь был спущен на воду и переведён в Кронштадт. В 1712 году в составе эскадры принимал участие в крейсерском плавании между Горой-Валдаем (Гаривалдаем) и Биоркэ, а также находился в составе флота у Котлина. В 1713 году также в составе эскадры кораблей Балтийского флота принимал участие в крейсерском плавании у Красной Горки и Берёзовых островов. С 1714 года в море больше не выходил[10][11].