Щурупов, Михаил Арефьевич


Михаил Арефьевич Щурупов (15 [27] июля 1815, Аренсбург, Лифляндская губерния — 20 апреля [3 мая] 1901, Санкт-Петербург) — русский архитектор, академик Императорской Академии художеств. Автор большого количества церковных зданий.

Родился 15 (27) июля 1815 года в уездном городе Аренсбурге Лифляндской губернии. Рано лишившись родителей, он воспитывался в Петербурге в семье священника. Окончив училище Императорского человеколюбивого общества, в числе двенадцати пенсионеров Министерства путей сообщения поступил в Императорскую Академию художеств. Во время обучения получил 2 большие серебряные медали (в 1834 и 1835 годах)[1]. Окончил курс Академии в 1836 году с малой золотой медалью, присуждённой ему за сочинённый по программе «Проект училища правоведения», и со званием художника XIV класса. Был оставлен при Академии для усовершенствования. В 1837 году, за исполнение другой программы, «Проект загородного великокняжеского дворца», был удостоен большой золотой медали с правом поездки за границу в качестве пенсионера Академии[1].

Отправившись в эту поездку в 1840 году, провёл пятнадцать лет в Италии, где занимался изучением различных памятников искусства, скульптурой и составлением архитектурных и скульптурных проектов (проект надгробного памятника Наполеону I, проект монумента крещения Руси Св. Владимиром, модель аллегорическо-исторического щита России, модель мраморной ванны, приобретённой императором Николаем I, проект памятника, поставленного над могилой К. Брюллова на кладбище Монте-Тестаччо в Риме).

По возвращении в Россию М. А. Щурупов был в 1858 году возведён в звание академика без требовавшегося для того исполнения программы, как художник, уже приобретший себе известность предшествовавшими трудами, а в 1860[1] (по другим данным — в 1861[2]) году за проект русского археологического музея признан профессором.

Главным поприщем его деятельности по возвращении в Россию была церковная архитектура. Им самим или по его проектам построен ряд храмов, из которых важнейшие — церкви святителя Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной (не сохранилась), Крестовоздвиженская (Николо-Труниловская) церковь на Большой Посадской улице (не сохранилась) и церковь Смоленской Божьей Матери на Шлиссельбургском шоссе в Санкт-Петербурге, Воскресенский собор в Токио и собор в русском Андреевском ските на Афоне.

Принимал участие в реставрации киевского Софийского собора и в течение нескольких лет заведовал скульптурным и рисовальным классом при Императорском фарфоровом заводе[2].