Экспресс


Экспресс — поезд[1], судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок[2]. В широком значении: быстрое, без задержек обслуживание, оперативная информация.

Обычно экспрессы назначаются транспортными компаниями между двумя и более густонаселёнными районами для разгрузки «обычных» транспортных средств по тому же маршруту. Как правило, экспрессы более комфортны, так как:

Например, автобус, двигающийся между двумя большими городами с мелкими населёнными пунктами по пути, будет эффективнее обслуживать пассажиров при организации обычных и экспресс-маршрутов. Для жителей конечных остановок, двигающихся на другую конечную остановку, будет выгоднее дождаться экспресса и доехать быстрее и с комфортом, а для остальных пассажиров нет выбора.

Метрополитен сам по себе называется экспрессом, так как является «каркасом» для системы городского пассажирского транспорта (наземный транспорт является «подвозящим» к станциям метро), хотя и в пределах метрополитена бывают экспресс-линии. В классическом смысле, экспресс-линия — это дублёр обычной линии с меньшим количеством станций, обычно требует проведения третьего или четвёртого пути либо двух отдельных параллельных линий, имеющих множество взаимных пересадок.

Пример в чистом виде — часть линий в Нью-Йоркском метрополитене. Также некоторый аналог экспресс-линии в Московском метрополитене — Арбатско-Покровская линия по отношению к Филёвской линии (от станции Арбатская до станции Кунцевская — 4 станции, а от станции Александровский сад (пересадка на Арбатскую) до станции Кунцевская — 10 станций). Такие линии вводятся для разгрузки метрополитена путём разграничения пассажиропотоков с крупных и обычных станций. В Нью-Йорке некоторые из маршрутов становятся экспрессами только в час пик, останавливаясь на всех станциях в остальное время.

В настоящее время экспресс-линии метрополитена существуют только в очень густонаселённых городах городских агломерациях с плотной городской застройкой, как например в Нью-Йорке (районы Манхэттен и Бруклин). В настоящее время потребность в экспресс-линиях испытывает Московский метрополитен, так как периферийные станции метро исчерпали свою пропускную способность, а некоторые линии перевозят максимально возможное количество человек или близки к этому. Однако, по последним данным, эти планы не вошли в генплан, но существуют в проекте на перспективу как хордовые линии и вторая кольцевая линия метрополитена.[3][4]