Хордовые линии Московского метрополитена


Хо́рдовое развитие Московского метрополитена — тип проектировки линий Московского метрополитена, при котором строящиеся участки (хорды) не проходят в центр Москвы, не пересекаются и не имеют пересадок на Кольцевую линию. Планировка Некрасовской, Бирюлёвской и Троицкой линий на сегодня являются самыми наглядными примерами хордового развития. Тем не менее, это не первый подобный случай в истории Московского метро. Центральные участки пересекающихся запланированных хордовых линий предоставят новые возможности распределения пассажирских потоков. В ближайшем будущем они составят собой северную часть Большой кольцевой линии.

Московский метрополитен унаследовал радиально-кольцевую структуру города Москвы, равно как и её слабые места — перегруженный центр и слабое обеспечение окраин транспортом. В связи с этим уже в начале 1960-х годов стали проявляться сбои в обслуживании пассажиропотоков как на Кольцевой, так и на менее загруженных Арбатско-Покровской и Замоскворецкой линиях.

Проектирование южного контура последней из них в 1964—1965 годы совершалось с идеей о создании разветвления контура на два радиуса: Каховский и Кантемировский. С этой целью были заложены два зала «Каширской». Тем не менее, Кантемировский радиус не был построен до 1984 года, из-за чего Каховский в 1983 году разгрузили смыканием с Серпуховско-Тимирязевской линией, а позже и сам Каховский радиус, ввиду чрезмерной загруженности тогдашней Горьковско-Замоскворецкой линии, спровоцированной её разветвлением, выделили в отдельную линию. Подобные проекты должны были реализоваться на станциях «Полежаевская» и «Кузьминки» построенной в то время Ждановско-Краснопресненской линии, но с середины 70-х от проекта отказались.