Элипанд (архиепископ Толедо)


Элипа́нд (лат. Elipandus; 717808) — архиепископ Толедо (783—808). Один из основоположников адопцианской ереси, известной как испанский адопционизм.

Около 783 года Элипанд, будучи уже в пожилом возрасте, сменил на архиепископской кафедре Толедо Киксилу. Став архиепископом, он сделал попытку видоизменить ортодоксальное учение, проведя разграничение между природным и приёмным сыновством Христа, приписав первое его божественной, а второе — его человеческой природе. Для подтверждения своих тезисов Элипанд использовал отдельные места из Священного Писания, по-своему их интерпретируя. Тем самым он старался отстоять идею о полноте человечности Христа, не отрицая его божественности. Некоторые историки предполагают, что эта теория была попыткой христианской церкви бывшего государства вестготов сблизиться с точкой зрения ислама на природу пророка Исы, полностью отрицавшего его божественность. Это должно было способствовать сглаживанию различий в религиозных представлениях испанских христиан и мусульман, а также, в какой-то мере, способствовать обращению в христианство арабских завоевателей. Возможно, Элипанд читал труды несторианских богословов. В любом случае, он пришёл к выводам, сходным с теми, что сделали в своё время несториане[2].

Решив не полагаться полностью только на свои собственные выводы, он обратился за советом к Феликсу, епископу Урхеля, человеку более образованному и уважаемому. Феликс поддержал Элипанда и составил более внятное богословское обоснование его догматической теории. Однако догматические идеи Элипанда и Феликса не получили одобрения части испанских иерархов, обвинивших их в отходе от традиционного Символа веры.

Поддерживаемый Феликсом, Элипанд проповедовал своё учение с большой энергией, хотя ему было уже около восьмидесяти лет. Пользуясь своим высоким положением, он делал весьма агрессивные нападки на своих ортодоксальных оппонентов. Епископ Осмы Этерий (Эферий) Бемский и аббат Беат Лиебанский яростно отстаивали старую и критиковали новую христологию. Элипанд обвинил их в аморальном поведении и в смешении природ Христа, как вина и воды, и предал их анафеме[3]. Сохранилось послание Элипанда в котором он называет Беата Лиебанского «слугой антихриста».

Папа Адриан I, будучи уже оповещён об этих спорах, в 785 году написал послание ко всем ортодоксальным епископам Испании, предостерегая их против нового учения, как еретического. Однако это послание не имело большой силы, поскольку авторитет папы имел в этом споре второстепенную роль. К тому же большая часть территории Испании в то время находилась под властью Кордовского эмирата, правителей которого не волновали богословские споры их христианских подданных.