Элохист


Элохи́ст (Элогист) — термин, употребляемый библейскими критиками для обозначения одного из источников, из которых, по их мнению, состоит Пятикнижие вместе с книгой Иисуса НавинаШестикнижие»). В сокращениях обозначается буквой Е[1].

Француз Жан Астрюк (1684—1766) первым опубликовал гипотезу[2][3], что кн. Бытие составлена, главным образом, из двух источников («воспоминаний» — фр. mémoires), из которых один употребляет имя Божие «Элохим», a другой — «Яхве». Первый источник Астрюк обозначил буквой «А», второй — буквой «В»[1].

Гипотеза Астрюка была принята многими учёными и подверглась дальнейшей разработке, особенно в трудах Иоганна Готфрида Эйхгорна (1752—1827), который положил её в основание новой дисциплины, названной им «Высшей критикой». Главным добавлением библейской критики явилось разделение астрюковского элохистического источника на два источника, — из которых один (Р) представляет наибольшую часть Шестикнижия, то есть Пятикнижие Моисея и книгу Иисуса Навина. И если некоторые детали астрюковского анализа не устояли перед позднейшей критикой, то его главные, основные принципы сохранились[4].

Французский врач Жан Астрюк (1684—1766), исходя из того факта, что в некоторых частях книги Бытия имя Бога означается словом «Элохим», a в других — словом «Яхве», выдвинул гипотезу, согласно которой первоначально библейские документы существовали в разрознённом виде, а Моисей их разобрал и привёл в полный порядок. Таким образом Астрюку удалось объяснить и двойственный характер некоторых рассказов кн. Бытия, её повторения и анахронизмы[4].

Астрюк предположил, что в основу библейских преданий положены два документа: рассказ элохиста — A и рассказ яхвиста — В, и, помимо них, ещё несколько десятков других фрагментов. На основании этого Астрюк разбил всю книгу Бытия и первые две главы кн. Исхода на несколько колонн, причём в первую колонну (A) вошло всё то, что принадлежало, по мнению Астрюка, элохисту, a во вторую (B) — всё то, что принадлежало яхвисту[4].

После Астрюка немецкий учёный Карл Давид Илген («Die Urkunden des Jerusalemischen Tempelarchivs in ihrer Urgestalt», I, Галле, 1798) пытался доказать, что не все места кн. Бытия, в которых употребляется имя Божие «Элохим», принадлежат одному и тому же автору. По его мнению, «Бытие» состоит из 17 самостоятельных документов, принадлежащих трём различным авторам — двум элохистам (Sopher Eliel ha-rischon и Sofer Eliel ha-scheni) и одному яхвисту (Sofer Eljiah ha-rischon)[1].