Якулов, Георгий Богданович


Гео́ргий Богда́нович Яку́лов также известен как Георгий Богданович Якулян[4][5] (арм. Յակուլյան Գևորգ Բոգդանի; 2 [14] января 1884[1], Тифлис — 28 декабря 1928[2][3][…], Эривань) — русский и советский художник, живописец, график, декоратор, сценограф, теоретик искусства. Близкий к кругу новаторов-авангардистов, активно взаимодействовал с разными художественными течениями (кубизм, футуризм, имажинизм, конструктивизм), но не входил ни в одну из художественных группировок[6], искал собственный изобразительный метод, сочетавший культуру Востока и культуру Запада[7]. Выдвинутые им идеи «теории света и происхождения стилей в искусстве», получившие название «теории разноцветных солнц»[8], отчасти совпадали с идеологией орфизма, разработанной французским художником Робером Делоне[9].

Родился в армянской семье известного адвоката Богдана Галустовича Якулова (Якуляна): был самым младшим, девятым ребёнком, баловнем и любимцем родителей[10]. Отец умер в 1893 году, и мать, Сусанна Артемьевна (урождённая Кананова), взяв с собой шестерых детей, переехала в Москву, где Георгия в том же году определили в интернат Лазаревского института восточных языков (в 1898 году исключён из шестого класса за неподчинение правилам интерната)[11]. В отличие от старших братьев, Александра и Якова, избраших юридическую карьеру, Георгий проявил интерес к искусству и в 1901 году, после двухмесячных занятий в школе Константина Юона, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако за непосещение занятий в апреле 1903 года был отчислен из головного класса живописного отделения[12] и вскоре призван в армию. Служил на Кавказе (где ему удавалось заниматься живописью), участвовал в русско-японской войне, в бою под Харбином получил ранение и в 1905 году вернулся в Москву[13][14].

Первая же работа «Скачки», созданная Георгием Якуловым по возвращении в Москву и показанная им весной 1907 года на XIV выставке «Московского товарищества художников»[15], обратила на себя внимание в художественных кругах[16] и была отмечена Павлом Муратовым в журнале «Весы»: «Парадоксальный рисунок „Скачки“ Г. Якулова проведён остро, художник интересно применил к своей теме цветные пятна китайских ваз»[17]. Сильное впечатление на современников произвела яркая зрелищность и органичность, с которой Якулов связал в этой работе традиции Востока с эстетикой позднего модерна, и когда в 1908 году Казимир Малевич показал свои плоскостные гуаши с развлекающейся толпой, они были восприняты, как подражание Якулову[18].

Творческий успех художник закрепил участием на выставке «Стефанос (Венок)» (декабрь 1907 — февраль 1908)[19] целым рядом графических и живописных произведений («Человек толпы», «Петухи», «Сухум под снегом», «Сад Эрмитаж», «Арабская симфония» и др.)[20], но теперь Муратов весьма сдержанно отозвался о недавнем дебютанте, в котором, по мнению критика, «странно смешаны острота и вялость, оригинальность и подражательность»[21][22].