Порнография в Японии


Производство порнографической продукции занимает важное место в японской масс-культуре. Несмотря на существование 175-й статьи Уложения о наказаниях Японии[яп.], остающейся без изменений с 1907 года, которая устанавливает запрет на производство и продажу любой порнографической продукции, де-факто строгий юридический запрет на производство порнофильмов отсутствует, строго запрещена лишь публикация материала с демонстрацией лобковых волос, однако с 1980-х гг. и этот запрет соблюдается лишь отчасти. Надзор за допустимостью/недопустимостью производства такого вида продукции осуществляет не государство, а добровольные организации, такие как Японское общество видеоэтики[англ.], которые в выдаче разрешений или запретов руководствуются своими принципами и интересами. Всё это привело к тому, что ежегодный объём порнографической продукции в Японии достигает 35 000 фильмов в год, что ставит Японию в уникальное положение по отношению к другим азиатским странам, где производство порнографии или полностью запрещено (Китай), или осуществляется, но в значительно меньших объёмах.

Расцвет японской порнографии имеет свои исторические корни. Сексуальные темы в японском искусстве возникли много веков назад и восходят к древним японским мифам, среди которых самый известный — миф о возникновении японских островов в результате сексуальной связи бога Идзанаги и богини Идзанами. В первой половине японской хроники «Кодзики» (712 год) 35 эпизодов имеют непосредственное отношение к сексу. В период Эдо широкое распространение получил эротический жанр деревянной гравюры укиё-э под названием сюнга (яп. 春画) — «весенние картины».

В древних памятниках нет и намёка на неодобрительное отношение к сексу. «Эта откровенность в рассказе о сексе и литературных материалах, — пишет японский культурантрополог Тосинао Ёнэяма, — сохранилась вплоть до нашего дня… В японской культуре не было в отношении секса сознания первородного греха, как это имело место в христианских культурах». Несмотря на то что в 1868 году после Реставрации Мэйдзи и проникновения христианских миссионеров были введены некоторые ограничения и цензура, сексуальность оставалась ведущей темой в японской массовой культуре и не связывалась с чувством стыда или вины[1].

Американская оккупация после поражения Японии во Второй мировой войне повлекла за собой не только проведение успешных реформ, но и принесла с собой влияние западной масс-культуры, в частности эротических журналов, таких как Playboy. Белые женщины, малоизвестные японцам герои западной культуры в скором времени стали культовыми в Стране восходящего солнца, вызывали восторг и поклонение.

Уже в 1960 году в японских кинотеатрах появляются пинку эйга, которые изначально представляли собой низкобюджетную лёгкую порнографию, которую производили режиссёры-любители. Неоднозначные трактовки японских законов привели к многочисленным уголовным разбирательствам, что впрочем не ослабило мощи набирающего силы явления.