81-540.8/541.8


81-540.8/541.8 — тип электровагонов метрополитена, созданный на заводе «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге в 2004 году по заказу Петербургского метрополитена на базе модели 81-540/541. Всего было выпущено 42 метровагона. Головным вагонам было присвоено обозначение 81-540.8, а промежуточным — 81-541.8. Получил прозвища «Дракула», «головастый» и подобные за необычно увеличенные размер и конфигурацию маски головных вагонов. Ожидалось, что к продлению Лахтинско-Правобережной линии в виде перспективного участка «Спасская» — «Горный институт» головные вагоны прекратят своё существование, поскольку должны были быть переоборудованы в промежуточные вагоны (путём демонтажа кабины управления) для большей пассажировместимости[1], однако позже конкурс, проводимый для переоборудования вагонов, был отменён ввиду отсутствия заявок[1].

В вагонах новой модификации была применена более просторная кабина машиниста с вентиляционной установкой, а также были использованы пластиковые детали для облицовки кабины машиниста и салона вагонов. Кроме того, с фронтальной части кабины установлена широкая дверь, предназначенная для экстренной эвакуации пассажиров из вагонов поезда в случае чрезвычайной ситуации.

Существуют два типа вагонов данной модификации: в вагонах первого типа используется угловатая кабина, облицованная снаружи пластиковыми панелями белого и/или синего цветов; в вагонах второго типа смонтирована полностью стеклопластиковая кабина (аналогичные кабины используются в вагонах, строящихся для Казанского метрополитена — 81-553.3/554.3/555.3).

В головных вагонах, имеющих обозначение 81-540.8, была применена новая схема внешнего освещения: непосредственно над лобовым стеклом размещены 3 фары, а на одной линии с ними — красные габаритные огни; на уровне автосцепки вагона расположены ещё 2 фары.

Трудногорючие пластиковые панели бежевого и красного цветов были применены в вагонах с нумерацией 10280—10284 и 11496—11503. Данные панели установили на наддверных люках, боковых стенках пассажирских сидений и в торцевых частях салонов.

Интерьер же вагонов с нумерацией 10285—10286 и 11504—11507 выполнен несколько иначе. Салон вагонов состоит полностью из стеклопластиковых панелей, выполненных в светло-зелёной гамме. Также тёмно-зелёный цвет имеют поручни, вентиляционные решётки и посты связи «Пассажир — машинист», а двери окрашены в светло-зелёный цвет. В салонах вагонов установлены антивандальные сиденья, цветовая гамма которых выдержана в рамках общего оформления салона.