Hawker Siddeley Harrier


Hawker Siddeley Harrier (рус. Хокер Сидли «Харриер»[4]) GR.1/GR.3 и AV-8A — самолёт из первого поколения семейства британских истребителей-бомбардировщиков «Харриер[англ.]». Первый штурмовик с возможностью вертикального/короткого взлёта и посадки (V/STOL[англ.]) и единственный действительно успешный V/STOL истребитель из многих, которые появились в ту эпоху. Harrier был разработан на основе опытного самолёта Hawker Siddeley Kestrel, после отмены разработки более совершенного сверхзвукового самолёта Hawker Siddeley P.1154[англ.]. Серийный выпуск начат в 1967 году. Британские королевские ВВС в конце 1960-х годов заказали варианты Harrier GR.1 и GR.3. Самолёт в 1970-х годах экспортировался в Соединённые Штаты под маркировкой AV-8A для использования Корпусом морской пехоты США (USMC).

Во время эксплуатации королевские ВВС разместили большую часть самолётов в Западной Германии для защиты от потенциального вторжения сил Варшавского договора в Западную Европу, а уникальные возможности «Харриера» позволили королевским ВВС рассредоточить свои силы вдали от уязвимых авиабаз. Корпус морской пехоты США использовал свои «Харриеры» в основном для ближней воздушной поддержки, действуя с десантных кораблей и, при необходимости, передовых оперативных баз. Эскадрильи «Харриеров» неоднократно перебрасывались за рубеж. Способность «Харриера» работать с минимумом наземных средств и очень короткими взлетно-посадочными полосами позволяла использовать его в местах, недоступных для других самолётов. «Харриер» подвергался критике за высокую аварийность и трудоёмкий процесс технического обслуживания.

Дальнейшим развитием самолёта являются машины BAE Sea Harrier, BAE Harrier II, и AV-8B Harrier II, производившиеся на предприятиях British Aerospace (Великобритания) и McDonnell Douglas (США).

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан нормальной аэродинамической схемы с велосипедным шасси. Оснащён одним турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Pegasus с четырьмя поворотными соплами, расположенными попарно слева и справа от фюзеляжа под центропланом и в кормовой части: первые создают тягу холодным сжатым воздухом от первого контура двигателя, вторые — горячим выхлопом двигателя.