Aichi D3A


ЛБ-99 (Аити D3A) ( (яп. Кайгун кюкюсики кандзё бакугэкики/Аити Дисанэй) — двухместный цельнометаллический пикирующий бомбардировщик корабельного базирования ВМС Императорской Японии Второй мировой войны. Разработан в авиационном КБ завода Аити. Условное обозначение ВВС союзников — Вэл (Val). Серийно производился в 1940-45 гг. как основной пикировщик корабельного базирования ВМС Императорской Японии во Второй мировой войне.

В 1936 году, когда ГУ авиации ВМС Императорской Японии выдало тактико-техническое задание (ТТЗ) № 11[1] на цельнометаллический пикировщик-моноплан, призванный заменить устаревший биплан ЛБ-94. В конкурсе приняли участие авиационные КБ заводов Аити, Накадзима и Мицубиси. К весне 1937 года КБ Аити и Накадзима представили готовые аванпроекты и приступили к постройке опытных машин, в то время как КБ Мицубиси в силу загруженности работой над И-0 сняло свой проект с конкурса. В КБ Аити пикировщик ТТЗ №11 разрабатывался под заводским шифром AM-17. По предложенной аэродинамической схеме пикировщика Хe-70 Блиц и на основе опыта доводки и лицензионного производства ЛБ-94, также разработки Хейнкель, в КБ Аити был спроектирован цельнометаллический моноплан с характерным для немецкой конструкции широким эллиптическим крылом. С целью снижения массы и обеспечения палубного разбега коллектив конструкторов принял решение отказаться от складной конструкции крыла и шасси. Первая опытная машина была завершена постройкой в конце 1937 г.. Летные испытания выявили малую тяговооружённость использовавшегося двухрядного радиального двигателя КБ Накадзима-Долголетие (яп. Котобуки) (14-цил., 730 л. с.), курсовое рысканье и тряску при выпуске аэродинамических тормозов. Доработанный вариант был оснащен Венера-3 КБ Мицубиси (яп. Кинсэй) (14-цил., 840 л. с.), модернизированными щитками, форкилем и удлиненным фонарём. Весной 1939 г. доведенные машины КБ Аити и КБ Накадзима прошли войсковые испытания, и по их результатам на вооружение под строевым шифром ЛБ-99 была принята машина КБ Аити.