Avia


AVIA Motors — чешская компания, основанная в 1919 году для производства самолётов. С 1946 года также производила грузовые автомобили и автобусы. Производство самолётов закончено в 1963 году, когда была завершена постройка лицензионных Ил-14. С 1960-х гг. — производитель лёгких и средних грузовых автомобилей.

Фирма была основана в 1919 году инженерами Павлом Бенешем и Милославом Гайном. Первым изделием стал истребитель BH-1. До войны завод в Праге-Летнянах выпустил большое количество гражданских и военных самолётов, как собственной конструкции, так и лицензионных (например, советский бомбардировщик СБ). В 1928 году Avia была куплена концерном Шкода.

После войны Avia продолжала производство учебных самолётов Arado Ar 96, а также чехословацких версий Messerschmitt Bf.109 (Avia S-199) и Messerschmitt Me.262 (Avia S-92). Кроме того, было налажено лицензионное производство штурмовиков Ил-10 (Avia B-33) и пассажирского Ил-14 (Avia Av-14).

В 1946 году начат выпуск грузовиков Škoda 706R и автобусов Škoda 706RO, позднее грузовиков Tatra 805 и Praga V3S (1961—1988). C 1963 года здесь производились части бронетранспортёра OT-64 SKOT.

В 1967 году была куплена лицензия на производство автомобилей Renault SAVIEM серий SG2 и SG4 грузоподъёмностью 1,5 и 3 т соответственно, получившие заводскую маркировку А15 и АЗ0. Чуть позже появилась двухтонная модель А20. Каждая из моделей выпускалась в трёх вариантах: короткобазовом (с приставкой К), длиннобазовом (L) и нормальном (N). Все модификации семейства были похожи друг на друга и имели одинаковые кабины. Всего было создано 30 различных модификаций кузовов «Авиа».

Покупка лицензии позволяла поднять уровень автомобилестроения на новый, соответствующий мировому, уровень. До 1976 года данные модели поставлялись только на внутренний рынок ЧССР, с 1979 года стали экспортироваться в Советский Союз, куда поставлялись в основном тентованные автомобили модели A30N, изотермические фургоны A30K-S1 и двухтонные фургоны А20[1].