Доклендское лёгкое метро


Доклендское лёгкое метро (Docklands Light Railway, DLR) — автоматическое лёгкое метро, открытое 31 августа 1987 года для обслуживания вновь отстраиваемого района Доклендс в Лондоне[1]. Оно охватывает несколько районов, доходя до Стратфорда на севере, Луишема на юге, до станций Тауэр Гейтвей и Банк в финансовом центре в Сити и до Бектона и Вулидж Арсенала на востоке.

Метро управляется по концессии от Transport for London Serco Docklands Ltd, совместной компании бывшего менеджмента DLR и Serco Group. Само метро принадлежит DLR Limited, входящей в London Rail, подразделение Transport for London, которое также управляет London Overground и Tramlink (но не лондонским метро, которое является отдельным подразделением).

В 2018 году лёгкое метро перевезло 119,6 миллионов пассажиров[2]. Сеть DLR расширялась несколько раз, причём сейчас эта работа продолжается. И хотя она похожа на некоторые другие виды транспорта Лондона, как например Лондонский метрополитен, поезда DLR не совместимы с какой-либо другой железнодорожной системой Великобритании.

Доки на востоке Лондона начали приходить в запустение в начале 1960-х, когда перевозка грузов стала осуществляться в контейнерах, а лондонский порт не смог принять крупные суда повышенной вместимости[3]. Открытие порта Тилбери, расположенного восточнее в Эссексе, ускорило процесс ликвидации устаревшего порта, и в 1980 году правительство Великобритании взяло контроль над ситуацией в свои руки. Юбилейная линия лондонского метро открылась в 1979 году от станции Стэнмор  (англ.) до станции Чаринг-Кросс в качестве первой части новой линии через весь город от Чаринг-Кросс на юго-восток города[4]. Однако зарезервированная под вторую очередь строительства земля в районе Лудгейт-Сёркус и Люишема выросла в цене, в результате чего проект был отложен в начале 1980-х[5].

Лондонская Корпорация по развитию Доклендс (LDDC), которой требовалось обеспечить общественный транспорт за относительно небольшие деньги в бывшую зону доков для стимулирования восстановления[6][7], рассматривала несколько вариантов и выбрала в итоге схему лёгкого метро с использованием сохранившейся железнодорожной инфраструктуры доков, чтобы соединить док Вест-Индия и Тауэр Хилл и дальше до северного окончания на станции Стратфорд оставалась неиспользуемая платформа электричек, а к западу от станции можно было пересесть на Центральную линию. Вариант со станцией «Стратфорд» предпочли альтернативе с Майл-Эндом, которая включала трамвайные линии, проходящие по улицам города, что противоречило воплощению идеи полностью автоматического управления поездами. Рост Доклендс всё-таки привёл к продлению Юбилейной линии в 1999 году на восток Лондона ещё южнее, чем было задумано изначально, через Доки Сюррея, Кэнэри-Уорф и полуостров Гринвич в Стратфорд.