Douglas A-4 Skyhawk


Дуглас A-4 «Скайхок» (англ. Douglas A-4 Skyhawk; до 1962 года имел индекс A4D) — американский лёгкий палубный штурмовик, разработанный в первой половине 1950-х годов Douglas Aircraft Company. Серийно производился до 1979 года, состоял на вооружении многих стран мира. Широко применялся во Вьетнамской войне, арабо-израильских войнах и других вооружённых конфликтах.

В начале 1950-х годов генеральный конструктор фирмы Эд Хайнеманн обратил внимание на тенденцию к увеличению массы современных истребителей. В частном порядке фирма разработала проект истребителя массой всего около 3000 кг. Проект не заинтересовал американское военное ведомство, так как в это время уже существовали несколько истребительных программ, однако ВМС США предложили фирме разработать палубный штурмовик. В октябре 1952 года прошла макетная комиссия, после которой началась уже основная работа над проектом.

Контракт с ВМС от 21 июня 1952 года предусматривал поставки 20 серийных самолётов (которым был присвоен индекс A4D-1), способных выполнять бомбометание с пикирования, изоляцию района боевых действий и оказание непосредственной авиационной поддержки[1]. Самолёт планировался, в том числе, для доставки ядерного оружия (одна ядерная бомба свободного падения Mk 8, Mk 12 или Mk 91) и должен обладать следующими характеристиками: максимальная скорость — 800 км/ч, боевой радиус действия — 550 км, боевая нагрузка — 900 кг, масса пустого — не более 13 600 кг. Через несколько недель фирма «Дуглас» представила новый проект. Требуемые характеристики были превзойдены: самолёт оказался вдвое легче заданного параметра (5400 кг), имел скорость 965 км/ч и радиус действия 740 км. Позднее масса самолёта несколько возросла из-за новых требований к дальности полёта.

«Скайхок» проектировался под влиянием опыта применения штурмовой авиации в Корейской войне. Основным принципом при его создании была простота конструкции фюзеляжа. Это был лёгкий и компактный самолёт, которому для базирования на авианосце даже не требовались складывающиеся консоли крыла. В случае отказа гидравлической системы и невозможности выпустить шасси «Скайхок» мог совершить аварийную посадку на два подвесных топливных бака, использовавшихся почти всегда.

Факторами, оказывающими положительное влияние на боевую живучесть A-4, являлись возможность перехода на ручное управление при отказе основной и вспомогательной гидравлических систем, трёхлонжеронное крыло и протектированный фюзеляжный топливный бак. Кабина пилота бронирована, наружная стальная броня по внешним обводам кабины, лобовое бронестекло[2]. Обеспечение защиты пилота от наземного огня ЗПУ 14,5 мм с дистанции 300 м[3]. Масса бронирования составляла 450 кг, или 5,5 процентов от нормальной взлётной массы. A-4 стал первым самолётом, оборудованным системой дозаправки в полёте самолётов своего типа, и последним сильнобронированным штурмовиком 1950-х — 1960-х годов.