McDonnell F-101 Voodoo


McDonnell F-101 Voodoo — американский истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, истребитель-бомбардировщик. В 1957 году установил абсолютный мировой рекорд скорости (1943 км/ч).

В 1946 году Стратегическое командование ВВС США обнародовало техническое задание для так называемого «истребителя глубокого проникновения», предназначенного в основном для сопровождения Convair B-36. Одним из претендентов стал McDonnell XF-88, прототип, разработка которого началась в 1947 году. Этот самолёт был снабжён двумя двигателями Westinghouse, расположенными по бокам фюзеляжа и имел характерную хвостовую часть, выполненную по «реданной» схеме (в виде ступеньки). Этот самолёт совершил первый полёт 20 октября 1948 года и в 1950 году за ним последовал второй прототип, снабжённый усовершенствованными форсированными двигателями. XF-88 имел очень маленькое крыло со стреловидностью в 35 градусов и размахом 11,79 метра, длина самолёта была всего 16,47 метра. Машина была способна развить скорость в 1030 км/час на уровне моря и достичь высоты 10,670 метров за 4,5 минуты. Однако боевой радиус был 1368 км, а практический потолок всего 10 980 метров, что было явно недостаточно. Программа развития этого самолёта была свернута в 1950 году, когда ВВС США отложили на время планы создания тяжёлого истребителя дальнего радиуса действия.

Но спустя лишь год об этом самолёте снова вспомнили, что явилось следствием больших потерь, которые несли стратегические бомбардировщики Boeing B-29 в Корее. МакДоннел использовал XF-88, как базу для создания абсолютно нового истребителя. Длина фюзеляжа была увеличена, двигатели поменяли на два новых Pratt-Whitney, что дало возможность при скорости более 1609 км/час достичь потолка в 15,8 км. Приобретя новый облик, самолёт стал называться F-101 Voodoo. Самолёт получился настолько удачным, что он оставался в строю в качестве разведчика и самолёта тактической поддержки ещё долго после того, как сама концепция «истребителя проникновения» перестала быть актуальной. Прототип совершил первый полёт 29 декабря 1954 года. Вскоре он поступил в производство и получил название F-101A. Всего было изготовлено 75 машин этого типа и из них было сформировано три эскадрильи Тактического авиационного командования (Tactical Air Command).

Следующий вариант был двухместным и получил название F-101B. Из этих самолётов было сформировано 16 эскадрилий Командования противовоздушной обороны (Air Defense Command) и, в общей сложности, с конвейера сошло 359 машин. Кроме того, самолёты этой модификации составили три эскадрильи противовоздушной оборона Канады. Ещё одна модификация — F-101C, была одноместным истребителем-бомбардировщиком, используемым Тактическим Авиационным Командованием (Tactical Air Command). Им было укомплектовано девять эскадрилий, но активная жизнь этого самолёта была относительно недолгой, он был заменён на более современные машины в первой половине 1960-х годов. Также, этот тип базировался на территории Великобритании и Германии.