JKP GRAS Sarajevo


JKP GRAS Sarajevo (босн. Javno komunalno preduzeće – Gradski saobraćaj Sarajevo) — муниципальная транспортная компания, работающая в боснийской столице Сараево. Ей принадлежат трамвайные сети города, его троллейбусный парк и несколько автобусных линий. До 1992 года компания выступала как оператор общественного транспорта в районе нынешнего Источно-Сараево (Восточного Сараево), её работа была прервана войной и после образования Боснии и Герцеговине не восстановилась. В дополнении к основной деятельности в сфере общественного транспорта, фирма также предоставляет и инспекционные услуги, а кроме того — владеет собственным туристическим агентством и автомобильной школой.

С установление австро-венгерской власти в Боснии и Герцеговине началось инвестирование в инфраструктуру региона, а также — в общественный транспорт его столицы, Сараево. 28 августа 1884 в городе началось строительство так называемой «конки» (конного трамвая), в результате чего Сараево стал первым городом в Центральной Европе с трамвайным движением. В 1885 году была основана и компания общественного транспорта. Первый кучером-водителем в городе был Йохан Ханк, а ширина колеи составлял 760 мм.

Десять лет спустя, в 1895 году, в городе появился и современный (электрический) трамвая. Для его организации городские власти заказали строительство серии небольшие тепловые электростанций, которые должны были питать уличные фонари и трамваи. 1 мая 1895 года состоялся первый пробный пуск состава: от железнодорожного вокзала к Латинскому мосту (Latinska ćuprija).

В Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), JKP GRAS Sarajevo начала действовать уже в качестве муниципальной компании и стала ответственна за целый ряд инноваций в общественном транспорте столицы Социалистической Республики Боснии и Герцеговины.

В 1948 году в Сараево появился автобус. Пять лет спустя, автобусная и трамвайная компании были объединены в единую структуру «GSP». В связи с увеличением пассажиропотока местные специалисты создали трамвай по собственному проекту: он совершил свой пробный пробег в 1964 году, на День Республики.

В преддверии зимних Олимпийских игр 1984 года в городе появился новый вид общественного транспорта — троллейбус. К началу войны в Боснии и Герцеговине было семь троллейбусных линий с парком в 65-70 троллейбусов.