Kawasaki Ki-45 Toryu


Тяжелый истребитель ДИ-2 «Торю» (Змей-Убийца) 陸軍二式複座戦闘機/「屠龍」/川崎キ45改 (яп. Рикугун-нисики фукудза-сэнто:ки / «Торю» / «Kawasaki» Ки-ён-го-кай)[1] — двухмоторный цельнометаллический тяжелый перехватчик Сухопутных войск Императорской Японии. Разработан в 1938 году в КБ «Kawasaki» под руководством Такео Дои. Принят на вооружение авиации Сухопутных войск Императорской Японии в 1942 году, выпускался средней серией до конца Второй мировой войны. Условное обозначение ВВС союзников «Ник» («Nick»).

В 1937 г. на вооружение армейской авиации Сухопутных войск Императорской Японии был принят цельнометаллический фронтовой истребитель И-97 с выдающейся для монопланов маневренностью. Истребитель имел консервативную схему с неубирающимся шасси и мог лишь ограниченно соперничать с новейшими европейскими разработками Messerschmitt-109 и Supermarine. В связи с этим Главное управление авиации Сухопутных войск начало проработку тактико-техническое задания на новую машину, постепенно придя к выводу, что совместить требования Сухопутных войск в одном истребителе не представляется возможным. Была разработана концепция одновременного применения трех типов машин:

Разработка проектов по трем тактико-техническим заданиям Сухопутных войск была поручена КБ авиазаводов Nakajima, Mitsubishi и Kawasaki. В конце 1937 году Главное управление авиации Сухопутных войск выдало авиационному КБ Kawasaki тактико-техническое задание на разработку двухмоторного ночного истребителя-перехватчика со следующими требованиями к перспективной машине:

В главном управлении авиации Сухопутных войск проекту тяжелого ночного перехватчика был присвоен порядковый шифр Ки.45.

Проектирование было закончено в октябре 1938 года, первая опытная машина была собрана в начале 1939 года. Силовая установка включала двигательную пару Накадзима Д-20 (лицензионный Bristol Mercury, радиальный, воздушного охлаждения) с трехлопастным вином без обтекателя. С целью снижения аэродинамического сопротивления машина получила убираемые вручную цепной зубчатой передачей шасси. На второй машине были доработаны капоты двигателей и установлены коки винтов, на третьей — испытан канальный кок винта и электропривод уборки шасси. Несмотря на доработки, из-за недостаточной мощности силовой установки удалось достигнуть максимальной скорости в 480 км/ч, что было значительно ниже требований заказчика. В конце декабря 1939 года работы по сборке еще шести опытных машин были приостановлены для доработки проекта.

В апреле 1940 года специалисты главного управления авиации Сухопутных войск предложили к установке на машину более мощный Д-25 (14-цил.) разработки КБ Накадзима, испытания которого начались в июле. В том же месяце были начаты испытания доработанного Ки.45М ( (яп. Ки. ёнго-кай)) с измененным планером и усиленным вооружением. В конце 1941 г. машина была принята на вооружение авиации Сухопутных войск под строевым шифром ДИ-2 (яп. Рикугун нисики фукудза сэнтоки), с 1942 года получивший шифр «Торю» («Змей-убийца»)[2][3].